Как будем платить дорожный сбор

Дороги, которые мы выбираем

Фото Артура Прупаса
В Беларуси местные дороги подтянут до уровня республиканских. Такая задача поставлена на самом высоком уровне. Если в две предыдущие пятилетки основное внимание обращали на восстановление и строительство магистральных дорог, поскольку именно они формируют у наших многочисленных гостей первые впечатления от пребывания на нашей земле, то теперь акценты сместятся. Уже принято решение в ближайшие три года восстановить семь тысяч километров дорог местного значения. Особое внимание — состоянию мостов и путепроводов. Всё это, естественно, требует немалых финансовых ресурсов. Неудивительно, что в повестке дня вновь всплыла тема эффективного использования средств от госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Что показала практика ее применения и какие изменения здесь назрели?

Не играть в ящик

Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте кандидат технических наук

Дорожный налог — совершенно обыденная во многих странах вещь. Более того, есть множество других налогов, так или иначе связанных с автомобилем. И налоги эти нужны. То есть вопрос не в дорожном налоге как таковом — он есть везде. Вопрос в психологическом его восприятии.

А что мы имеем на практике? В нашей стране дорожный сбор увязан с техосмотром транспортных средств. Между тем многие автовладельцы воспринимают техосмотр не как лояльное к себе действие государства, а как ненужное вторжение в собственную жизнь. Рассуждают так: у меня и без того все нормально, а мне навязывают ненужную процедуру. И вот теперь к ней добавляется еще одно нелояльное требование — заплатить достаточно высокий дорожный сбор. Причем единовременно и в условиях подготовки к техосмотру. Неудивительно, что и отношение к такому сбору, мягко говоря, не самое лучшее.

Еще одно важное обстоятельство: дорожный сбор как таковой совершенно не увязан с фактическим пользованием дорогой. То есть психологически ощущается несправедливость: один ездит много, другой мало, но платят все одинаково. Такие факторы и способствуют формированию негативного психологического климата вокруг дорожного сбора. В результате человек нередко решает вовсе не платить. Кстати, свою роль при этом играет и размер ответственности за такую неуплату. А штраф за уклонение от дорожного сбора гораздо меньше суммы самого сбора.

Другое дело, что предметно сказать, как же должен выглядеть дорожный сбор, сложно. Очевидно одно: человеку такой способ должен понравиться. Нечто подобное нам удалось в ряде случаев с организацией платных парковок: водитель понимает, за что он платит и какие бонусы получает при этом (сохранность своего авто, место для него и т. д.). Поэтому следует найти специалистов, вплоть до иностранных — сколько бы это ни стоило! — и разобраться с этими психологическими нюансами.

Звучащие же порой предложения перераспределить потоки дорожного сбора, увеличить долю его распределения в пользу местных дорог мне кажутся не вполне удачными. Для плательщиков дорожного сбора в любом случае неочевидно, куда идут средства. Пока отсутствует четкая связь между оплатой и реальным ее результатом, перераспределение бюджета ничего не даст. 

Нет идеальных примеров в этом отношении и в других странах. Но некоторые наработки, думаю, неплохо было бы взять и нам на вооружение. Например, мне понравился опыт Италии, города которой ввели систему обеспечения качества жизни в своих центральных частях. Суть этой системы в нескольких финансовых барьерах для водителей.

Во-первых, экологический налог, причем зависящий от класса вредности автомобиля. Чем хуже в экологическом плане машина, тем выше этот налог (доходит до 1500 евро). При наличии электромобиля налог этот не уплачивается вовсе, даже наоборот, встречаются случаи, когда доплачивают самому водителю электрокара.

Во-вторых, в Италии взимается так называемый налог на пробки. С автомобилистов берут деньги за въезд в центр города. В результате у человека появляется стимул оставить автомобиль и поехать в центр, скажем, на трамвае.

В-третьих, платные парковки, услуги которых стоят 4,5 евро в час. Это также добавляет водителю повод задуматься: а надо ли ехать в центр города непременно на своем авто? Иными словами, начинает работать чистая экономика. Результаты налицо: сам видел чистый центр Турина, совершенно неперегруженный автотранспортом. Примером можно считать и голландские города, многие жители которых пересели на велосипеды. Причем сделали это не в погоне за здоровым образом жизни, а сугубо по экономическим мотивам. 

Вот что главное в дорожном налоге. А собрать чисто механически этот сбор и направить его на строительство дорог — центральных ли, местных ли — это не вариант. В таком случае многие по-прежнему будут воспринимать такой сбор как лотерею, как непрозрачный ящик, в который непонятно зачем государство предлагает гражданам бросать свои деньги.  

По принципу справедливости

Андрей Рыбак, депутат Палаты представителей Национального собрания 

На ремонт и реконструкцию местных автодорог планируется до 2020 года направить 1,4 миллиарда рублей. Как ни крути, а средства от госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — это основной источник формирования дорожного фонда. В связи с тем, что уплата госпошлины привязана к техосмотру, появляется ряд проблем. Дело в том, что люди проходят техосмотр, как правило, раз в год и пошлину платят тоже сразу за весь этот период. Хорошо, а если человек не эксплуатирует машину зимой (как правило, это пенсионеры, имеющие небольшие доходы)? Или, скажем, в течение года планирует продать свой автомобиль? 

Что имеем в итоге? С каждым годом автомобилистов, которые приезжают на техосмотр и, следовательно, уплачивают пошлину, становится все меньше. Вот информация к размышлению. По сведениям УП “Белтехосмотр”, в прошлом году техосмотр прошло примерно 1,5 миллиона автомобилей.  Страховщики же утверждают, что ими заключено около 

2,3 миллиона только годовых договоров обязательного страхования. То есть как минимум столько машин выезжает на наши дороги. Получается, многие автовладельцы, считая, что действующая система сбора госпошлины несправедливая, просто отказываются платить деньги, а вместе с тем и проходить техосмотр. 

Все это подвигло нас к тому, чтобы совместно с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами выработать консолидированную позицию по изменению действующих правил в системе уплаты госпошлины. В частности, есть предложение отвязать ее уплату от процедуры прохождения техосмотра и взимать отдельным платежом за фактическое пользование дорожной сетью. То есть гражданин, решивший пользоваться машиной определенное время, например, летом, оплачивает сбор именно за этот период самостоятельно через любые платежные системы (ЕРИП, банк или почта) по номеру своего техпаспорта.  

Тут, конечно, сразу возникает вопрос контроля. Его предлагается осуществлять через камеры фотофиксации скорости. Специалисты утверждают, что технически это возможно. 

Скажу откровенно, мы рассматривали и другие предложения. Например, привязать пошлину к добровольному страхованию, периодичность которого начинается с 15 дней. Но здесь “запаниковали” страховщики. Мол, как бы не получилось так, как с техосмотром, — люди просто перестанут заключать договоры страхования. 

Обсуждалась возможность включить госпошлину в стоимость бензина. Мы проработали этот вопрос с “Белнефтехимом”, другими заинтересованными ведомствами и вышли на то, что стоимость топлива в таком случае придется увеличить как минимум на 10 процентов. Это абсолютно неприемлемо, поскольку мы сразу же превысим стоимость топлива у наших соседей. А это повредит репутации Беларуси как страны-транзитера. К тому же акциз не является целевым налоговым платежом для дорожной деятельности, а значит, нет гарантий, что все эти средства пойдут на ремонт и содержание дорог. 

Был вариант переформатировать госпошлину в налог. Но опять же, по статистике,  в стране зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей. 

А со страховкой — 2,3 миллиона. Это сколько же “мертвых душ”, которые стоят по дворам, а может, давно на свалке сгнили, но не сняты с учета. Если сегодня налоговая инспекция начнет рассылать извещения всем, у кого зарегистрированы авто, начнется хаос. Поэтому на сегодня самым прогрессивным видится механизм, который предусматривает уплату дорожного сбора без привязки к какой-либо процедуре. 

Есть в этом вопросе и другие нюансы. Когда в 2014 году вводили эту пошлину, планировали, что одна половина собранных средств пойдет на ремонт республиканских дорог, другая — местных. Такое соотношение сохраняется и сейчас. Однако избиратели жалуются, что каждый год размер налога увеличивается, люди платят все больше, но на конкретные дороги, по которым они ездят, денег выделяется все меньше. Отсюда предложения увеличить долю поступлений от дорожного сбора в местных бюджетах. На мой взгляд, это однобокий подход. Да, можно поменять цифру в пользу местных дорог. Но тогда пострадают республиканские трассы: между прочим, до 2020 года их предстоит отремонтировать 4 тысячи километров. Поэтому баланс должен сохраняться.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter