Дороги, которые мы выбираем

Новую технологию строительства лесных дорог осваивают белорусские специалисты. Это альтернатива деревянным покрытиям и настилам, которые используются сегодня при разработке лесосек. Первый опытный участок такой дороги построен в Осиповичском лесхозе...

Новую технологию строительства лесных дорог осваивают белорусские специалисты. Это альтернатива деревянным покрытиям и настилам, которые используются сегодня при разработке лесосек. Первый опытный участок такой дороги построен в Осиповичском лесхозе. 

— Специфика строительства лесных дорог такова, что применять здесь технологии и конструкции, разработанные для дорог общего пользования, нельзя, — рассказал заведующий кафедрой транспорта леса Белорусского национального технического университета Михаил Насковец. — Это заметно тормозит развитие лесной транспортной сети, значит, более медленными темпами идет и освоение лесного фонда страны. 

По уровню дорожного строительства в лесу только в прошлом году достигли показателя 1992 года, проложив за 12 месяцев 100 километров транспортных путей. Стоит задача увеличить эту цифру в три раза уже к 2010 году, и это при необходимости строить 400—500 километров ежегодно. Помимо базовой сети, в ближайшие годы необходимо проложить еще 17 тысяч километров вспомогательных дорог. 

Реализовать планы при имеющихся технологиях лесного дорожного строительства непросто. В чем суть современного подхода? Он предполагает использование специальных нетканых прослоек из синтетического волокна импортного производства (аналог материала, правда, несколько иного качества и назначения, есть и в отечественном ОАО «Гродно Химволокно»). Специальная синтетическая пленка укладывается в основание будущего транспортного пути. Затем делается насыпь из местного грунта. В зависимости от территории, говорит Михаил Насковец, пленку можно укладывать и в колею, тогда верхний грунтовый слой может не превышать 10 сан­тиметров. Покрытие выдерживает груженую тяжеловесную технику. 

Новинка мобильна: там, где в дороге уже нет необходимости, ее можно «свернуть» в рулон и транспортировать на нужный участок разработки. По словам специалиста, в настоящее время прорабатывается возможность использования синтетического полотна в проектах базовых дорог. Плюс инновационного подхода и в том, что он, учитывая сроки окупаемости строительства и эксплуатации материала (он может прослужить и 40 лет), не ведет к удорожанию дорожных работ. 

По последним данным, в настоящий момент в лесах эксплуатируется до 15 тысяч километров дорог, из них дороги общего пользования занимают только 8 тысяч километров. Решать проблему нехватки транспортных путей способна частично и новая технология. По словам заместителя премьер-министра Ивана Бамбизы, ознакомившегося с новинкой, к строительству лесных дорог нужно подходить рационально: прокладывать их там, где они будут слабо эксплуатироваться, не нужно. «Глупо направлять деньги на то, что не будет востребовано, а потому в вопросах дорожного строительства в лесу мы должны быть максимально практичными», — подчеркнул он. Специалисты отметили, что в рамках действующей программы «Леса Беларуси» ведутся подобные расчеты. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter