Дороги, которые мы выбираем

В судьбе депутата белорусского парламента самым счастливым образом соединились работа и хобби

В судьбе депутата белорусского парламента самым счастливым образом соединились работа и хобби

Его всегда интересовали автомобили, поэтому и поступил после школы в Минский автомеханический техникум, а потом — в Белорусский политехнический институт на факультет “Техническая эксплуатация автомобилей”. В общей сложности более трех с половиной десятков лет отдал автомобильной отрасли, пройдя путь от инженера до директора крупнейшего в стране автопредприятия — столичного автобусного парка № 2.

Корреспондент “НГ” побеседовал с депутатом Палаты представителей Национального собрания, заместителем председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Леонидом Можейко об автомобилях, о ситуации на дорогах страны, о резонансе, который вызвали в обществе недавние поправки в законодательство, касающиеся ужесточения мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также о новом законопроекте “О дорожном движении”, который представлен недавно на рассмотрение белорусским парламентариям.

Своя колея

— Леонид Павлович, когда вы в первый раз сели за руль автомобиля?

— Мой отец профессиональный водитель, участник Великой Отечественной войны, “от звонка до звонка” крутивший баранку по фронтовым дорогам, начал учить нас с братом азам вождения на своем рабочем ЗИЛе,  когда мне не было и шестнадцати лет. Как только исполнилось восемнадцать, я сразу же сдал на права. Словом, проблем с выбором профессии у меня не было, о чем ни разу не пожалел.

— Что для вас автомобиль?

— С одной стороны, как у Ильфа и Петрова, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. С другой, авто для настоящего мужчины — как любимая женщина, им нужно особое внимание. Ведь современный автомобиль — настоящее произведение дизайнерского искусства и одновременно вершина инженерно-конструкторской мысли. Посмотрите на машину, и сразу многое узнаете о ее владельце: его социальный статус, отношение к другим людям, насколько он опрятен и трудолюбив. При этом, согласитесь, когда путешествуешь на автомобиле, у тебя больше возможностей посмотреть на мир. В любое время можно остановиться, познакомиться с достопримечательностями или погулять на природе. Можно даже маршрут поменять, чего, путешествуя на поезде или самолете, даже при большом желании не сделаешь. Едешь по дороге, а за стеклом постоянно все меняется, и меняется в лучшую сторону.

— Вы говорите о белорусских дорогах, буквально у нас на глазах обретающих новое качество?

— И о них тоже. Хотя культуры вождения отдельным автолюбителям явно не хватает. В профессии я прошел путь от инженера до директора автобусного парка и видел сотни разных водителей, побывал в разных странах, изучая их опыт организации перевозок, и могу сказать, что нам есть что улучшать в плане культуры вождения. Нужно уважать друг друга на дороге. Если человек спешит, пропусти, значит, ему нужно. И очень правильно, что Госавтоинспекция сегодня очень жестко ставит этот вопрос. Ответственность нужно усиливать. Лично я не хочу видеть на белорусском ТВ страшные кадры в передаче “Дорожные войны”.

Отрезвляющая мера

— Самое время спросить вас об отношении к  конфискации авто у пьяных водителей...

— Я изначально был за то, чтобы у тех, кто повторно был задержан за управление автомобилем в нетрезвом виде, производилась конфискация транспортного средства.
И любой здравомыслящий человек поддерживает эту норму закона. Считаю, что шумиха по поводу конфискации авто во многом надуманная. Ведь закон не ущемляет ничьих прав, в народе давно говорят: выпил — не садись за руль, и тебя эта мера не коснется.

— Известно, что в парламент поступил проект закона “О дорожном движении”, какие новые моменты в нем будут отражены?

— Во-первых, предлагается узаконить записи видеорегистраторов: с их помощью и работникам ГАИ будет легче разбираться со сложными ДТП,  и пострадавшим  проще отстаивать свои права. Далее речь идет о том, чтобы выработать механизм оповещения владельца авто, когда его машину в случае неправильной парковки эвакуируют на временные охраняемые стоянки. Человек приходит, а автомобиля на месте нет, тут и инфаркт можно получить, такие ситуации нужно исключить. И еще я сделал бы обязательным правило возить детей до 12 лет только в специальных креслах с ремнями безопасности. Кстати, в Европе только так возят детей.

Будущее на колесах

— Уже прошла зима. Что вы посоветовали бы нашим автолюбителям?

— Современные автомобили такие, что вся диагностика идет только через компьютер и так просто под капот с отверткой не полезешь. Это раньше мы сами ремонтировали, искали запчасти, возили с собой канистры, поскольку и СТО было намного меньше, и заправок. Однако есть моменты, на которые водителю стоит обращать особое внимание. Опустилась температура ниже плюс семи, переходи на зимнюю резину, залей в омыватель и систему охлаждения незамерзающую смесь. А в остальном? В остальном лучше воспользоваться  услугами СТО. Пока, конечно, дороговато, и качество бывает не ахти, но лучше на безопасности не экономить. Никогда не помешает лишний раз проверить и рулевые тяги, и тормозную систему.

— Раз мы уже заговорили об СТО, что вы думаете о мерах по легализации “гаражного” сервиса?

— Автосервис в стране заметно изменился в лучшую сторону: появляются специализированные станции по маркам машин, где качество обслуживания на хорошем уровне. Пока, конечно, цены там кусаются, но “гаражный” сервис им сейчас уступает по всем параметрам, и его нужно приводить к неким стандартам. Во-первых, люди, которые там работают, должны иметь соответствующую квалификацию, а услуги и условия должны быть сертифицированы. Тем более нужно иметь соответствующее оборудование и соблюдать технику безопасности. Ведь это жизнь и здоровье людей, которые держат авто в соседних гаражах, а также безопасность самих работников таких СТО и их клиентов. Пускай работают, но по технологии и в правовом поле. Все должно делаться цивилизованно, а технология — закон производства. Стоит сказать и о техосмотре, который отдельные водители игнорируют в силу возраста их железных коней. Но ТО — это тоже вопрос безопасности, и спрос за техническое состояние нужно повышать.  Хочешь ездить на авто, приложи усилия, чтобы оно было в исправном техническом состоянии, не подвергай опасности ни себя, ни окружающих. По-моему, это аксиома.

— А какой у вас автомобиль?

— Гибрид Toyota Highlander, работает на бензине и электричестве. Особенно выгоден в городских условиях, когда приходится часто тормозить, поскольку в этот момент заряжается батарея аккумуляторов.

— Гибридный автомобиль? Значит, экология для вас — не пустой звук?

— Экологический аспект весьма важен, ведь выбросы в атмосферу, а автомобильные выхлопы — один из основных загрязнителей атмосферного воздуха, неблагоприятно сказываются на здоровье нас всех. И тех, кто сидит за рулем, и тех, кто идет рядом по тротуару. Уверен, в любом случае будущее за гибридами и электромобилями.

— Будет ли в обозримом будущем разрешена проблема парковок в крупных городах?

— Это глобальная проблема, которая остро стоит во всех развитых странах. В каждом городе есть программы создания новых парковочных мест, но при этом парк автомобилей в стране постоянно растет с опережением прироста количества паковочных мест и стоянок. Сегодня в Минске, например, уже более 700 тысяч автомобилей. Это почти в два раза больше, чем десять лет назад! Но принципиально важно, что новые подходы в решении этой проблемы реализуются, как на стадии проектирования, так и на стадии реконструкции и строительства дорог.

Проблема, к слову, решается и нетривиальными способами. Все более популярным в городах Беларуси становится передвижение на велосипедах. В столице принята специальная программа: прокладываются велодорожки, создаются места парковок велосипедов, расширяется сеть пунктов проката.

Большую роль в этой ситуации играет и развитие общественного транспорта, в частности, повышение качества транспортных услуг. Ведь, с одной стороны, бензин дорожает и ездить на работу на метро или автобусе становится все выгоднее. В Европе это уже поняли. А с другой стороны, из-за пробок на дорогах не всегда удается во время приехать на работу. Но не все водители это пока понимают, у многих автомобиль ассоциируется с престижем, со статусом в обществе, хочется таким образом подчеркнуть свою значимость. А некоторые  просто не научились элементарно считать свои деньги. Про экологию я уже и не говорю, о ней пока не думают, поэтому и предпочитают час-два стоять в пробке, но в метро не идут. Видимо, нужно больше об этом говорить, в том числе и в СМИ.

Фото Александра ШАБЛЮКА /НГ/

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter