— С учетом дополнительно выделенных в текущем году бюджетных средств в размере 300 миллионов рублей выполнены все целевые показатели программы. Будет отремонтировано более 760 километров республиканских автомобильных дорог и более 1400 километров местной дорожной сети. Что касается дорожных сооружений, то их в 2022 году будет отремонтировано 77: 35 мостовых сооружений на автодорогах республиканского значения и 42 — на местной дорожной сети.
В 2022-м собираются ввести в эксплуатацию мост через реку Западная Двина на подъезде к Новополоцку, обход городского поселка Мир протяженностью 4,6 километра. Заканчивается строительство Юго-Западного обхода Могилева длиной 11,5 километра.
В 2023 году планируется начало реконструкции дороги Полоцк — Лепель протяженностью 61,5 километра.
Как сообщил Григорий Глазко, строительство финансируется за счет бюджетных средств, привлеченных кредитных ресурсов Банка развития. Кроме того, ведется работа с Китаем по привлечению кредитных средств для возведения обхода Полоцка.
Не менее важны и транспортные средства, которые передвигаются по дорогам нашей страны. В последние годы все больше внимания уделяется электротранспорту, его разработкой и производством занимаются крупнейшие белорусские предприятия. Так, в номенклатуре всей техники, которую выпускает Минский автомобильный завод, есть модели электрического транспорта. Андрей Савчиц, главный конструктор МАЗа, рассказал:
— В настоящее время в номенклатуре выпускаемой техники есть типовые модели электрического транспорта: троллейбус, в том числе с автономным ходом, электробус, грузовой автомобиль до 12 тонн полной массой в готовом исполнении. Имеющиеся технические решения мы можем переносить на абсолютно любую модель техники, то есть любой дизельный вариант с электрическим приводом предложить рынку в сжатые сроки.
Совместно с другими предприятиями страны и Национальной академией наук Беларуси на МАЗе методично ведется работа по локализации компонентов. Так, с помощью «Могилевлифтмаша» осваивался электрический тяговый двигатель. Сейчас на заводе занимаются высоковольтной коммутацией и накопителями энергии. Одна из главных проблем, которые препятствуют развитию электротранспорта, — значительно возросшая стоимость литиевых батарей. Поэтому на МАЗе прорабатывают альтернативные варианты.
Андрей Савчиц отметил, что уже в этом году серийные варианты электротранспорта могут быть представлены в массовое производство. В следующем же усилится степень локализации компонентов — будет получен полностью белорусский электротранспорт.
В то же время рассматриваются и иные виды топлива. Подробнее о них сообщил Николай Лакотко, заместитель главного конструктора МАЗа по автомобильной технике:
— Сокращение мировых запасов нефти и рост цен на нефтепродукты стимулировали поиск альтернативных видов топлива. Результатом этого стало использование на транспорте природного газа: он в два раза дешевле, чем дизельное топливо, а в природе существует в виде практически готового топлива. Природный газ полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к топливу для автомобилей: образует минимальное количество токсичных веществ, содержит минимум веществ, которые вызывают коррозию двигателя авто, обладает хорошим смесеобразованием с двигателем, имеет высокое октановое число и минимальное содержание смолистых веществ, что предотвращает нагарообразование. Между Правительством Беларуси и «Газпромом» подписан протокол намерений о расширении и применении природного газа в качестве моторного топлива. Разработаны мероприятия по расширению строительства различных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и по газификации автотранспорта. МАЗ предлагает целую линейку автомобилей, которые работают на газомоторном топливе. Наиболее востребованы коммунальный транспорт с различной колесной формулой, полноприводная автотехника, пассажирская техника. Преимущество МАЗа в том, что он предлагает компоненты газобаллонного оборудования самого высокого качества, которое имеет все необходимые сертификаты. Помимо работы на сжатом природном газе, МАЗ ведет еще одно перспективное направление — использование в качестве топлива сжиженного газа, который хранится при минусовой температуре.