На приведение местных дорог в порядок выделили 900 млн рублей

Дороги и направления

Новый специальный проект Агентства теленовостей — «На контроле Президента» — стартовал вчера в эфире канала «Беларусь 1». Его первая тема — местные дороги. Вопрос с ними на личный контроль взял Глава государства. Александр Лукашенко поручил коренным образом изменить ситуацию: определиться с технологиями и дорожной техникой и реанимировать дорожное сообщение. Насколько это получилось — разбирались корреспонденты АТН.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.

...Более часа вынуждены идти пешком жители деревни Евсеевичи до ближайшей остановки, откуда можно было бы добраться до цивилизации. Из–за плохих дорог сельчане отрезаны от нормальной жизни, а это значит, что аптеки, поликлиники, магазины, почта — вне зоны доступа. Люди делятся насущным:

— И скорая помощь иногда не может к нам доехать.

— Аптека у нас в Грозово. А туда 7 километров. И не каждый сможет дойти...

— Никуда не добраться. А что, людям здесь жить не надо?

— Автолавка и та ездить не хочет...

— В дорожные службы обращались, а толку?

Сельчане жалуются, связь с внешним миром поддерживают только через почтальона — она и пенсию привезет, и лекарства купит. А продукты несколько раз на неделе автолавка доставит. Но только если доедет. Водитель автолавки признается:

— Я туда даже не еду... Вот тут разворачиваюсь, и все.

Продавец автолавки Светлана Чемова поясняет — дело не в нежелании работников магазина на колесах прибыть к потребителям. И показывает на товары передвижного магазина:

— Не хватает рук удерживать это. Потому что колдобины, ямы. Товар бьется, падает. Мы ездим еще в деревни Загоровщина, Староселье — там тоже ужасные дороги, невозможно ехать. Буквально все в машине трясется.

Зимой здесь живут более 60 человек, летом население удваивается — приезжают дачники. Из года в год они просят райисполком проблему решить. Дорожники реагируют, дорогу подсыпают, но хватает ее едва ли на месяц–второй.

«3,5 километра мы, пенсионерки, идем пешком», — жалуются тележурналистам местные жители Копыльщины.

Именно отсутствие нормальной дороги сельчане называют главной бедой района. Она могла бы соединить Евсеевичи (и другие поселки) с трассой Копыль — Слуцк через агрогородок Грозово. А это не только блага цивилизованного мира, но и дополнительные варианты для трудоустройства здешних жителей. А так, сетуют сельчане, местные власти о них забыли. Опрос людей, который провели корреспонденты АТН, звучит как крик души:

— Ребенку не выйти, в магазин пройти невозможно. Один раз дочка упала и разбила голову на этих камнях.

— После каждого летнего сезона возвращаемся в город, и приходится обращаться в СТО, чтобы проверили подвеску. И влетаем в копеечку, потому что приходится менять детали.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА.
Собственно говоря, каждый километр дорог Копыльского района и съемочная группа Агентства теленовостей прочувствовала на себе. Журналист АТН Вероника Бута делится впечатлениями:

— Визитной карточкой Беларуси долгие годы были дороги. Но сегодня водители этот факт уже ставят под сомнение. Да, практически все республиканские магистрали получили второе дыхание, появилось и второе кольцо. А вот дороги в глубинке до сих пор оставались в тени. И некоторые деревни изолированы от нормальной жизни.

О том, что местным дорогам остро необходим ремонт, заговорили в прошлом году на самом высоком уровне. Этот вопрос на личный контроль взял Президент. Александр Лукашенко поручил реанимировать дорожное сообщение: в прошлом году впервые дороги местного значения тоже включили в госпрограмму. У них появился шанс на обновление. В октябре 2017 года, посещая Слуцкий район, Президент заявил:

— Нам надо местную сеть дорог поднять до уровня республиканских дорог. Я имею в виду не в ширину и высоту, а чтобы люди могли по качественным дорогам перемещаться.

На первых порах (до 2020 года) реанимируют 7 тысяч километров. В каждой области определили самые больные точки местных артерий. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко поясняет:

— Это основные дороги, которые востребованы непосредственно населением, самые грузонапряженные участки этих дорог, подъезды к каким–то значимым объектам, значимым населенным пунктам.

На приведение местных дорог в порядок выделили 900 млн рублей. Почти 2,5 тысячи километров уже радуют автовладельцев, к концу года работы завершат еще на участках общей протяженностью 800 километров. Всего же требуют ремонта треть местных дорог — а это 20 тысяч километров. У 80% региональных артерий сроки эксплуатации просрочены вдвое.

Например, дорога от Орли до станции Рожанка в Щучинском районе была построена еще в 80–х. Капитальный ремонт провели в 1995 году — и с тех пор только дыры латают. Начальник ДРСУ № 161 КУП «Гроднооблдорстрой» Мечислав Стельмашок о своих проблемных дорогах знает. Их в районе — почти тысяча километров, и большинство участков требуют реконструкции. Денег на все не хватает:

— В этом году сделали 2,3 километра в гравийном исполнении и 1,7 — асфальтобетона. Уже лет на 15 комфорт будет обеспечен. Мы по программе все подъезды к агрогородкам до 2020 года сделаем.

А пока только ямочный ремонт, но таким перспективам не рады местные жители. Местные дороги области мониторят (не без помощи обращений водителей) и проверяющие органы. Главный специалист управления КГК Гродненской области Игорь Гуламов отмечает, что поручения Президента выполняются не в полном объеме:

— Было дано поручение облисполкому принять меры по приведению в 2016 — 2017 годах всех дорог от агрогородков до соответствующих райцентров в надлежащее состояние. У нас таких дорог по Гродненской области 1,1 тысячи километров. На 305 километрах — просроченные ремонтные сроки, причем ремонт выполнен лишь на 51 километре.

Между тем вся сеть местных дорог — это почти 71 тысяча километров. Твердое покрытие имеют около 60 тысяч. Но на многих участках асфальт укладывали 30 лет назад, и он нуждается в срочной реновации. Между тем поручение Президента жесткое: ситуацию исправить! Определиться с технологиями и дорожной техникой. Чтобы было недорого, но качественно. К примеру, появился автогрейдер — новинка «Амкодора», которая позволяет отказаться от импортной техники. Сегодня в стране около 450 похожих по функционалу машин, в основном зарубежных, но этот парк изношен на 80%. Расширить линейку техники нашим промышленникам в минувшем году поручил Президент. Первые белорусские образцы — уже на дорогах Минской области. Директор ЗАО «Амкодор–Спецсервис» Александр Грабовский доволен:

— Заключен контракт на 100 единиц техники и на навесное оборудование. На сумму 17 миллионов рублей.

Между тем хороший автогрейдер — как заливка фундамента для дома: залог качественной дороги. Сегодня «Амкодор» (а это основной в стране производитель дорожно–строительной техники) собирает не просто машины, а создает технологии. В этом году в линейке появились новые погрузчики, к концу года обещают опытную модель бульдозера, разрабатывают каток для укладки дороги. А вот ресайклер, говорят промышленники, производить экономически невыгодно. На всю страну таких две машины. Одну из них (а главное — результат ее работы) презентовали Президенту в октябре прошлого года. Техника, как в мясорубке, перемалывает старый асфальт, перемешивает его с битумными добавками и сразу укладывает.

Дорожная классика — бетон укатывают асфальтоукладчиком. Конечно, такое покрытие гораздо дороже, но и служит в два раза дольше. Вариант для создания дорог «с нуля». Предложение для гравийки — новая технология, широко используемая на Брестчине: устройство дорожного основания из грунта, укрепленного цементом и добавками.

Какую из технологий и в каком регионе страны выбрать при ремонте местных дорог, зависит от многих факторов — климата, потока транспорта, состояния полотна, назначения и, безусловно, бюджета.

Хорошие дороги — это важная часть и транзитного имиджа страны, и внутреннего комфорта, и безопасности. Беларусь по качеству покрытия на 68–м месте среди 148 стран мира. И депутат Андрей Рыбак убежден:

Андрей Рыбак.
— Без привлечения государственно–частного партнерства, без привлечения частной инициативы мы все дороги — и республиканские, и местные, и дороги населенных пунктов — не отремонтируем. Сейчас наша комиссия работает над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Этот документ планируют принять уже осенью. Параллельно с этим разрабатывают наиболее справедливый механизм уплаты госпошлины. Но пока к единому мнению не пришли: вопрос щепетильный. Транспортный сбор давно существует во многих странах. В США он включен в цену топлива, в Австралии нужно заплатить 10% от стоимости машины, в Дании при регистрации авто возьмут 105% от его цены. В Китае и вовсе почти все дороги платные.

В нашей стране к концу осени государственную программу пересмотрят. Объем работы оставят прежним, а вот ревизию местных дорог проведут еще раз. И, возможно, у жителей деревень, изолированных от цивилизации, тоже появится шанс на лучшую жизнь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter