Дороги без знаков — это просто направления

Каждый день вандалы портят десятки указателей
Каждый день вандалы портят десятки указателей

«21 километр» — этот знак установлен в городском поселке Круглое неподалеку от автостанции. Чем он так сильно провинился, непонятно, но уродуют его постоянно, почти каждую неделю. Чтобы уберечь несчастный указатель, дорожные рабочие даже повыше его подняли — нарастили стойку. Не помогло. Любители экстремальных развлечений теперь дотягиваются до «21 километра» с забора...

«Работы у наших реставраторов хватает, считай, каждый день в мастерскую поступают покалеченные дорожные знаки — разрисованные, исковерканные, с погнутыми стойками, — рассказывает начальник Круглянского ДРСУ–214 Григорий Борозна. — Что только с ними не делают: и гнут, и топором рубят, и из ружей расстреливают». Зачем охотникам палить в безобидный дорожный щит? Так возвращаются из леса «пустые», вот и срывают на них зло. А что? Удобная «мишень» — в отличие от дичи никуда не убежит, не спрячется. Между тем восстановить продырявленный знак (стоят они недешево — от 15 до 100 тысяч рублей каждый) непросто: его надо выровнять, заделать пробоины от пуль и дроби, отрихтовать, покрасить...

«Вандалы — наша головная боль, — не скрывает и начальник Костюковичского ДРСУ–130 Владимир Сусько. — Бывало, установим вечером новенькие указатели, утром едем с комиссией, а они или поломаны, или их уже нет вовсе! Приходится реставрировать, покупать новые. Каждый год на ремонт и замену уходит от полутора до двух с половиной миллионов рублей».

Особенно не любит почему–то народ знак «Автобусная остановка», хотя достается и другим дорожным сооружениям. Бывало, деревенские оболтусы срезали сигнальные столбики, скручивали «в бараний рог» «Опасный поворот» и «Главную дорогу»... Испорченных знаков в ремонтную мастерскую Могилевского специализированного монтажно–эксплуатационного управления порой в сутки доставляют десятка два. То тракторист, расчищая дорогу от снега, на указатель наскочит, то какой–нибудь здоровенный детина от нечего делать его из земли выковыряет, то на «Пешеходном переходе» кто–то наклеит агитплакат, нарисует рожицу или... признается в любви даме сердца.

«Они пишут, клеят, а мы тратим деньги на бензин, ездим каждый день по городу, пробуем эти знаки отмыть, — вздыхает директор специализированного монтажно–эксплуатационного управления Сергей Голубович. — Между прочим, не всегда получается. Если прошлись краской из баллончика, знак, скорее всего, придется менять — такое художество никаким растворителем не ототрешь. Было время, каждую неделю привозили нам знаки, расстрелянные подростками. Наберут сорванцы металлических шариков, рогаток и выходят «на охоту». Теперь вот страдаем от чрезмерно активных накануне выборов уличных «политиков» — не успеваем отдирать с указателей агитплакаты, как они появляются снова и снова. Такие знаки тоже порой приходится ремонтировать, если вместе с листовкой отклеиваются куски светоотражающей пленки».

Впрочем, неравнодушны к дорожным сооружениям не только подростки, пьяные сельчане да неудачливые охотники. Некоторые «рачительные» хозяева из указателей мастерят себе лопаты. Рыболовы умудряются сооружать плоты из сигнальных столбиков, даже водители порой убирают запрещающие либо ограничивающие скорость знаки — «чтоб не мешали»! В России против таких «ликвидаторов» уголовные дела возбуждают — их действия квалифицируются как «умышленное уничтожение или повреждение имущества» и наказываются штрафом или лишением свободы на срок до двух лет. В нашей стране к «знаковым» вандалам пока относятся мягче. За повреждение «дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения» им грозит штраф — от 1 до 5 базовых величин. Поймать хулиганов за руку не так–то просто, ведь обычно они промышляют по ночам. Однако иногда сделать это удается. После того как двоих сельчан из Круглянского района заставили заплатить за ремонт и восстановление раскрашенных ими указателей, охота рубить их топором у мужиков резко пропала.

Любители набедокурить, конечно, не задумываются над последствиями своих поступков, над тем, сколько несчастий может произойти по их вине. А ведь дорога без знаков — это аварии и потери. И что самое страшное — потери не только материальные...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter