Дорогая передача...

Милиция ужесточит контроль за торговлей автозапчастями
Милиция ужесточит контроль за торговлей автозапчастями

«Автомобили, автомобили, буквально все заполонили...» Слова этого непритязательного хита середины восьмидесятых — самое точное описание ситуации, которая сложилась сегодня на наших дорогах. С каждым годом машин становится больше. Причем практически 90 процентов из них составляют «пожилые» иномарки, чья «юность» прошла на европейских автобанах. Естественно, теперь они периодически нуждаются в «оздоровлении». Поэтому большинству отечественных автолюбителей хорошо знакомо «хождение по мукам» — поиск нужных запчастей. И очень часто они отдают предпочтение пусть не новым, но зато доступным по цене и при этом оригинальным деталям. То есть спрос на бэушные двигатели и амортизаторы к «Ауди» и «Рено» у нас стабильно высокий. Значит, удовлетворяя этот спрос, можно заработать неплохие деньги. Неудивительно, что таким удачным раскладом пытаются воспользоваться всевозможные подпольные бизнесмены и криминальные «фокусники».

Это подтвердил на прошлой неделе и министр внутренних дел Владимир Наумов. Выступая в Гомеле, он заявил о необходимости усиления контроля над торговлей старыми запчастями на авторынках. Это должно стать одной из мер борьбы с криминальным автобизнесом. Дело в том, что сейчас автомобили угоняют в основном именно для того, чтобы разобрать и продать по запчастям. Поэтому в МВД планируют активизировать оперативно–розыскную работу на авторынках.

Чтобы более детально разобраться в проблеме торговли запасными деталями для подержанных машин, мы обратились к заинтересованным специалистам.

— Работа по проверке рынков, на которых торгуют старыми запчастями, ведется постоянно, — утверждает заместитель начальника 5–го отдела управления уголовного розыска МВД Сергей Лукьянович. — Несколько лет назад мы вносили в соответствующие структуры целый пакет предложений, чтобы придать этому бизнесу цивилизованный вид. Предлагали установить правило, согласно которому продажа запчастей разрешается только через специализированные торговые пункты. Или, допустим, запретить принимать запчасти на реализацию, если отсутствуют документы, подтверждающие их происхождение. Пока же, к сожалению, на рынке свободно торгуют все, кому не лень. Нередко приходится сталкиваться с фактами, когда предприниматель ввозит из–за границы небольшое количество деталей официально, чтобы под прикрытием легальных документов продавать гораздо больше запчастей. Допустим, официально закупается 3 — 4 двигателя, а продается в итоге штук сто под одни и те же документы.

Или вот сейчас для пересекающих границу автомобилей расширен «зеленый коридор». Ввозит, предположим, человек на микроавтобусе из Польши двигатель якобы для личного пользования. В Польше этот двигатель стоит 600 — 700 долларов, а у нас — около 1.200 — 1.300 долларов. Чтобы его не декларировать на границе, хозяин машины подсаживает еще нескольких пассажиров — и в итоге вес груза не превышает положенные 50 килограммов на одного человека. Потом на рынке этот двигатель спокойно продается без всяких документов. А ведь не исключено, что он был снят с краденой машины. И если это впоследствии выяснится, пострадает в первую очередь покупатель. Теоретически он, конечно, сможет предъявить претензии продавцу. Но на практике я не знаю ни одного судебного решения, по которому бы торговца привлекли к ответственности за то, что он продал, например, мотор с перебитым номером...

Еще серьезнее, чем на рынках, проблема торговли нелегальными запчастями касается продаж через рекламные объявления — их вообще практически невозможно проконтролировать. Для этого в милиции придется создавать отдельное подразделение. Самым же действенным инструментом борьбы с теневой продажей автомобильных запчастей я считаю так называемую дополнительную маркировку транспортных средств. Ведь происхождение любой промаркированной детали легко проверить, поэтому ни один вор не захочет с ней связываться. Но, к сожалению, наши автолюбители пока еще не осознали эффективность этой технологии. Поэтому до сих пор мы вынуждены привлекать потерпевших к отработке авторынков в надежде, что они смогут опознать краденные у них запчасти. Иногда это приносит результат. Например, в Минской области потерпевший узнал детали своего автомобиля. И позже нам удалось изобличить организованную группу, которая успела совершить около 12 краж автомашин.

Вообще, ужесточение контроля за рынком старых запчастей — насущная необходимость. Только в этом году задержаны 24 организованные преступные группы, занимавшиеся хищением автомобилей для последующей разборки и продажи по запчастям. На их счету — более 100 преступлений.

А вот председатель совета предпринимателей автомобильного рынка «Торговый мир «Кольцо» Жанна Чумак не считает поднятую проблему острой:

— Сегодня торговля старыми запчастями на рынке становится все более и более прозрачной. Во–первых, в Минске появилось достаточно оптовых фирм, которые легально поставляют запчасти из–за границы. Во–вторых, многие предприниматели предпочитают иметь дело с товаром, имеющим документы, подтверждающие его происхождение. Это даже выгодно, ведь в таком случае для продавцов снижается ставка единого налога — почти на 50 процентов. Кроме того, в будущем они могут не опасаться, что многочисленные проверки контролирующих органов обнаружат какие–то нарушения. Конечно, бывает, на рынке появляются личности, предлагающие за привлекательную «отпускную» цену взять сомнительный товар на реализацию. Но подавляющее большинство предпринимателей им отказывает — никто не хочет рисковать ради маленькой сиюминутной выгоды своей лицензией или местом на рынке. Так что фактов обнаружения на рынке незаконного товара становится все меньше. И не потому, что правоохранительные органы стали хуже работать, а потому, что предпринимателям даже для собственного благополучия спокойнее работать честно.

Начальник отдела общественных связей торгового центра «Ждановичи» Леонид Чварков согласен с тем, что контролировать рынок старых запчастей необходимо:

— Администрация нашего рынка следит за уплатой предпринимателями единого налога, проверяет лицензию на право торговли и своевременное внесение арендной платы. А вот выяснение происхождения товара и его легальности — обязанность специализированных государственных структур. И такая работа на рынке ведется постоянно. Например, сотрудники ОБЭПа и налоговых органов регулярно проводят рейды. Во время последнего, который состоялся на прошлой неделе, существенных нарушений в деятельности предпринимателей выявлено не было. И руководство ТЦ «Ждановичи» заинтересовано, чтобы так было и впредь.

Что ж, мы, рядовые автолюбители, тоже обеими руками «за»...

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter