Теперь туристы в Смиловичах точно не заплутают: подробная карта поселка позволяет с легкостью ориентироваться не только экскурсионным группам, но и самостоятельным путешественникам.
Сердце Смиловичей
Самое сердце культурных Смиловичей — это, конечно, «Пространство Хаима Сутина». Более десяти лет назад в местном Центре творчества детей и молодежи, в коридорах которого резвилось не одно поколение поселковцев, открылся самый настоящий музей. Не частный и не государственный, повисший на балансе все того же центра творчества. Автор концепции, арт-консультант Владимир Счастный, занимавший в ту пору должность председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, вспоминает:— Когда появился проект создания небольшой экспозиции, посвященной художнику Парижской школы Хаиму Сутину и основанной на репродукциях его картин, предполагалось, что она разместится в помещениях аграрного колледжа — бывшем дворце Ваньковичей. В 2007 году под проект были выделены скромные, но необходимые средства. Освободили несколько комнат, началась работа над планом экспозиции. Однако неожиданно из Министерства сельского хозяйства пришло письмо с уведомлением, что в здании начинается капремонт. Впору было опустить руки, но в очередной раз оправдала себя поговорка «нет худа без добра». И экспозиция нашла новый дом — в Центре творчества детей и молодежи.
Шанс открыть новенький выставочный зал выпал Галине Левиной — архитектору, художнику, организатору международных детских пленэров в Смиловичах.
Спустя время здесь сложилось полноценное музейное пространство: мемориальная экспозиция, посвященная Хаиму Сутину, и оригинальная экспозиция подлинных работ Шраги Царфина. И если со вторым залом особых проблем не возникло (экспонаты в дар музею передала в том числе дочь Царфина Лилиан Дюлак), то с сутинским залом наметились сложности. Один из инициаторов создания музея, искусствовед Надежда Усова, объясняет:
— К сожалению, опереться на воспоминания местных жителей уже было практически невозможно: к началу 2000-х в Смиловичах осталось всего четыре еврейские семьи, которые не только не помнили местонахождения дома родителей Сутина, но и поддерживали слухи об их гибели в гетто. Единственным живым свидетелем и ближайшей родственницей оказалась живущая в Минске племянница Сутина Нина Ферапонтова, которая и указала место, где стоял дом ее бабушки — матери Сутина.
Впрочем, Смиловичи — это не только Сутин и Царфин. Уже несколько лет Надежда Усова прикладывает усилия, чтобы поселок стал точкой притяжения для жителей нашей страны и ее гостей. Здесь, утверждает, своя аура и особая атмосфера.
— Скажу честно: когда я ехала сюда в первый раз, не ожидала увидеть ничего хорошего. О Смиловичах знала исключительно из книг, где их называли местечком, чем-то совершенно провинциальным. Да, я увидела провинциальные заборы и дороги без асфальта, но вместе с этим — и совершенно прекрасные места, которые поразили мое воображение. Руины дворца, старое еврейское кладбище, река Волма с вековыми ивами... И я поняла, что Смиловичи — это не просто рядовое местечко. Не зря именно на этой земле родились два великолепных колориста: Сутин и Царфин. Затем началась работа над музейным пространством, я стала приезжать все чаще, интересоваться историей этих мест и в конце концов захотела обобщить свои изыскания в одном путеводителе. Начала писать и никак не могу закончить, постоянно добавляю новые места и институции — это настоящее арт-местечко. Может, даже первое такое в Беларуси.
Светлана Хасеневич показывает работы маленьких «сутинцев» — учеников художественной школы «Улей», которые рисуют, вдохновляясь примером талантливого земляка.
Однако история этих мест легко может увлечь не только богему и представителей арт-сообщества. Надежда Усова перечисляет самые интересные факты из его многовекового прошлого. Рассказывает, например, о смиловичских волках — особой породе собак, которых разводят в Польше.
— Мало кто знает, что связана с этой землей и Фаина Раневская — здесь родился ее отец. А еще в Смиловичах есть очень атмосферная чебуречная, такого, знаете, советского типа. Там продают настоящие водительские, как я их называю, чебуреки, которые для иностранцев всегда в диковинку. Вообще, Смиловичи для меня — это как непознанная цивилизация, феномен которой я все пытаюсь разгадать. Не знаю, получится ли когда-нибудь.
Обратная перспектива
А недавно Смиловичи пережили еще одну культурную встряску. Словно бы подтверждая закрепленный за ними статус арт-местечка, музей «Пространство Хаима Сутина» расширил площадь для творчества: здесь появился еще и собственный выставочный зал. Право первой опробовать новые стены получила Галина Левина — известный архитектор, художник, дочь одного из авторов мемориального комплекса «Хатынь» Леонида Левина. Экспозиция из пяти десятков архитектурных зарисовок под общим названием «Город написан шагами. Обратная перспектива Галины Левиной» пропишется в Смиловичах до начала апреля. А одна из работ и вовсе останется здесь навсегда — подарок художницы музею и его гостеприимным стенам. Галина Левина — давний друг «Пространства Хаима Сутина», организатор нескольких международных детских пленэров на смиловичской земле:— Впервые оказавшись в Смиловичах, я почувствовала, что мы нужны друг другу, между нами проскочила искра. Мне нравится приезжать сюда, это постоянно открытие чего-то нового. К сожалению, улицы, деревянные домики, заборы постепенно исчезают, их владельцы подстраиваются под законы времени. Я же как архитектор ратую за совершенно иной подход к сохранению исторической среды. Потому что это место особенное. Здесь все соединилось: многонациональная еврейская и татарская история, Сутин и Царфин, Монюшко и особняк Ваньковичей... И каждый раз для меня это такое путешествие во времени. Вы спрашиваете, чем привлекают Смиловичи? Отвечу так: людьми из прошлого и настоящего, без которых поселок просто невозможно представить другим.