Дорога жизни шла по небу

История партизанской войны открывает новые неожиданные страницы

Под сводами одного из залов обновленного музея истории Великой Отечественной войны в Минске парит уникальный экспонат - самый настоящий самолет По-2. В этот раз он оказался в центре внимания участников белорусско-российской научно-практической конференции на тему роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси в годы войны, которая прошла при поддержке Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

Этот маленький полотняно-деревянный биплан сыграл в годы войны выдающуюся роль.

Этот маленький полотняно-деревянный биплан, изначально предназначавшийся для подготовки летчиков, в годы войны наряду с самолетами-истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками сыграл выдающуюся роль. Он надежно связал партизанские зоны с Большой землей. Буквально с первых недель войны летчики доставляли на временно оккупированную территорию организаторов партизанского движения, оружие и взрывчатку, газеты и письма, разбрасывали листовки, рассказывающие об истинном положении дел на фронте и в тылу. В обратном направлении вывозили раненых, детей, женщин. Эта воздушная дорога жизни действовала до самого освобождения. И всегда скромный По-2 наряду с более мощными Ли-2, Р-5 был самым желанным гостем на партизанских аэродромах.

Казалось бы, все это уже достаточно хорошо известно. На конференции даже было представлено десятка полтора соответствующих литературных трудов. Беру наугад со стенда книгу кандидатов наук Николая и Владимира Якубовских. Под алой обложкой с символическим рисунком По-2 - документы, цифры, факты, фотографии, свидетельствующие об огромной роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси. Да вот издана монография не одно десятилетие назад небольшим тиражом. С тех пор многое переосмыслено, вышли из тени прошлого новые фамилии, обстоятельства, документы. Что и позволило одному из инициаторов встречи москвичу Мстиславу Листову заявить:

- Мы убедились в том, что эта тема давно не поднималась на серьезных исторических форумах. Между тем многие важные документы до сих пор хранятся в ведомственных архивах, ждут научного осмысления, чтобы стать достоянием общественности.

Мнение бывшего боевого летчика и летчика-испытателя тем более заслуживает внимания: он является одним из наследников славы знаменитого 101-го транспортного (впоследствии 31-го гвардейского) авиаполка Авиации дальнего действия, которым командовала выдающаяся советская летчица Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Его экипажи в числе первых совершили ночные полеты к партизанам Брянщины, Беларуси, Украины. Да и сам Мстислав Степанович в 70-е годы прошлого века в боевой обстановке доставлял из СССР в Сирию на транспортном самолете военные грузы, на себе испытал, что чувствует летчик, отправляясь в тыл врага. Прозвучали доклады и других авторитетных белорусских и российских историков, ветеранов авиации. Они, а также курсанты военных училищ стали первыми посетителями экспозиции, посвященной роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси в годы войны.

- Весь этот год проходит у нас под знаком авиации, - говорит директор белорусского музея истории Великой Отечественной войны Дмитрий Шляхтин. - Поднятая на конференции тема и потому еще достаточно важна, что позволяет шире взглянуть на суть партизанского движения, отказаться от некоторых стереотипов. Партизанское движение в Беларуси представляло собой четкую систему, составной частью которой была тесная связь с Большой землей посредством авиации. Мы бы хотели обратить внимание на это широкой общественности.

Почему исторические чтения проходили в Беларуси? Тут двух мнений среди участников не было. Республика в войну была самой партизанской, и авиация сыграла в этом далеко не последнюю роль. Наряду с упомянутым 101-м авиаполком звучали названия и других прославленных частей и соединений, надежно соединявших партизанские зоны с Большой землей, в их числе - 62-й, 105-й отдельные гвардейские полки Гражданского воздушного флота. Отличились и летчики Минского авиаотряда ГВФ. Так, пилот Василий Бугримович, о котором шла речь на конференции, в годы войны стал начальником партизанского аэродрома, принявшего сотни рейсов с Большой земли.

На встрече в Минске прозвучало немало новых сведений. Не менее важно, чтобы они, как и хорошо известные факты, фамилии, описания подвигов, не оставались только в трудах исследователей. Сотрудничество белорусских и российских специалистов на это и направлено, считает директор Центрального музея Вооруженных Сил России Александр Никонов:

- В Беларуси мы тесно сотрудничаем не только с музеем истории Великой Отечественной войны, но и с Музеем военной истории Беларуси. Есть планы обмена выставками и экспонатами о Великой Отечественной войне, Первой мировой. Впереди много новых интересных тем.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Ветераны Великой Отечественной войны, представители молодежных патриотических объединений, воспитанники военизированных классов Калининградской области во время акции "Поезд памяти" побывали в белорусской столице. В составе группы - 450 человек. Посланцы самого западного региона России провели у стелы "Минск - город-герой" митинг, почтили минутой молчания погибших в годы войны, возложили цветы. Гости побывали в музее истории Великой Отечественной войны, посетили комплексы "Курган Славы", "Хатынь", "Линия Сталина", встретились с белорусскими ветеранами, местными кадетами, рассказали о поисковой работе у себя дома. Патриотическая акция "Поезд памяти" проводится ежегодно, ее участники посещают различные места боевой славы. Это уже третий визит калининградцев в Минск. В нынешнем году состав проследовал по маршруту Калининград - Брянск - Минск - Калининград. Попасть в такое путешествие не так-то просто. Для юных участников проводится конкурс - он составляет почти 20 человек на место!

bibikov@sb.by

Автор фото: Александр СТАДУБ
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости