Дорога возвращает долги

За 8 месяцев «BelToll» вернула автомобилистам почти € 400 тыс

Почти 400 тыс. евро вернули автомобилистам «в добровольном порядке». Но ни одного судебного дела нарушители правил проезда по платным дорогам выиграть так и не смогли. По крайней мере, пока. В марте первые восемь решений по искам к ГУ «Белавтострада» и Транспортной инспекции владельцев автомобилей вынесены не в их пользу. Но это не значит, что в решении споров по поводу оплаты проезда по дорогам игра идет в одни ворота.

По убеждению заместителя начальника Транспортной инспекции Алексея Куцаева, создана эффективная система работы с обращениями граждан. Поэтому большинство конфликтов удается разрешить, так сказать, в рабочем порядке. До суда доходят только самые упорные личности, которые никоим образом не желают воспринимать нормы законодательства. И восемь дел — это капля в море всех претензий, которые пришлось рассмотреть специально созданной комиссии по работе электронной системы расчетов за проезд по платным дорогам «BelToll».

За нарушение правил оплаты не предусмотрена даже административная ответственность. Штрафы нерадивым автовладельцам не выписывают, но взимают плату по значительно более высокому тарифу. С экономической точки зрения, выгоднее добропорядочно проехать всю трассу М1 от границы России до Бреста, чем смухлевать, проскочив без оплаты несколько километров. Если должник вовремя не рассчитается, сумма платежа может значительно вырасти. Надо ли столь жестко «душить» нарушителей рублем? Мнения высказывались разные и полярные. Но окончательная концепция получилась вполне справедливая. У нас одни из самых низких «дорожных» цен в Европе. Но и спрос с нарушителей строгий.

Электронная система взимания платы за проезд по дорогам «BelToll» последнего поколения для клиентов вполне дружелюбна. Но в любой платежной системе могут возникать объективные неувязки. Не технические, а, скорее, организационные. Да и человеческий фактор не надо сбрасывать со счетов. Сколько ни трубили во всех СМИ про новый принцип оплаты проезда по дорогам, даже сейчас, спустя 8 месяцев, встречаются полные «незнайки». А в августе прошлого года, когда проект только запускали в эксплуатацию, таковых было еще больше. На первые недели работы и пришелся основной вал нарушений.

«Сейчас их количество снизилось в десятки раз и ежемесячно уменьшается на 10—20 %», — говорит Алексей Куцаев. Более того, даже неожиданно поставлен своеобразный рекорд. В Чехии и Австрии, в которых действуют аналогичные нашей «BelToll» системы, считается нормальным, когда количество нарушений составляет 2—3 % от общего количества транзакций. Это в странах, в которых электронные «турникеты» на шоссе работают уже лет по десять. У нас и года не прошло, а этот показатель стал европейским! Досконально феномен еще не исследован. Не исключено, что сыграла свою роль «оповестительная» кампания по системе «BelToll». Свою лепту внес и предстоящий ЧМ-2014: для удобства гостей въезды на платные трассы оснащаются дополнительным информационным оборудованием. Тематические щиты, например, у нас такого размера, что только слепой не заметит. Естественно, и случайных «залетов» по «незнанию» становится меньше.

В марте этого года было зафиксировано около 8,3 тыс. фактов несанкционированного пребывания на платных дорогах. За 8 месяцев работы «BelToll» для нарушителей правил проезда общая сумма повышенной платы составила 9,5 млн. евро. Претензионная комиссия рассмотрела почти 50 тыс. жалоб автовладельцев, из которых обоснованными были признаны более 2 тыс. По ним финансовые санкции отменялись и было возвращено около 400 тыс. евро гражданам и организациям. Алексей Куцаев признает: подчас имеются самые разнообразные причины, по которым автовладелец не смог добросовестно оплатить проезд по трассе. Между тем «BelToll» — система электронная, лишенная чувственных факторов и «заточенная» под автоматическое фиксирование нарушений. Так происходит в 98 % случаев. Но если у автовладельца есть какие-то весомые подтверждения своей невиновности, он может обратиться в претензионную комиссию. И уже она оценит спорную ситуацию со всех сторон. А количество удовлетворенных жалоб и возвращенных сумм говорит об объективности «разбора полетов».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter