Жители деревни Светлый Путь Минского района просят подъезд к центру сельсовета, дорожники говорят — нецелесообразно

Дорога в Светлый Путь

С вводом в эксплуатацию МКАД-2 у жителей деревни Минского района возникли неудобства: расстояние к центру сельсовета увеличилось больше чем на 10 километров. Вместе ищем компромисс

Вторая Минская кольцевая автодорога — объект для страны уникальный. Построенная по новой технологии, трасса с пропускной способностью до 20 тысяч машин ежедневно призвана грамотно перераспределять транспортные потоки. Еще один важный функционал, пусть сперва не столь очевидный: магистраль соединила маленькие деревни, садоводческие товарищества с Минском. Современно и удобно. Но, как оказалось, не всем. В редакцию «СГ» обратились жители Светлого Пути Минского района. Люди сетуют: после ввода бетонки их деревня оказалась отрезанной от центра сельсовета — агрогородка Петришки. А ведь там все важные объекты инфраструктуры — почта, банк, ФАП, школа, детский сад, магазины, железнодорожная станция. Если раньше путь в центр составлял 3 километра, сейчас до ближайшего съезда на Петришки нужно сделать круг почти в 10 километров, минуя развязку с интенсивным движением. Сельчане согласны: деревня должна развиваться. Но без дороги как выглядят эти перспективы?

Николай Новиков:

— Когда была техническая дорога для строительных машин кольцевой, пользовался ей. Почему сейчас не обустроить ее по такому же принципу?

Николай Кулага: 

— Мы не из прихоти просим наикратчайший путь. Просто отсутствие проезда через кольцевую создало большие неудобства, от нас ушла инфраструктура.

Максим Гуз: 

— Если посчитать две поездки в Петришки за день (некоторые забирают с работы родственников), в год выходит лишних три тысячи километров только из-за этого круга! 

  Лариса Журавлева:

— Строительство второй кольцевой закончено. Но неужели с учетом потребностей нельзя внести коррективы, пойти людям навстречу?

Ни в магазин, ни на почту

Спорный вопрос возник в 2015 году, когда и введена вторая Минская кольцевая. Изначально в районе Светлого Пути планировалась разно­уровневая развязка, но финальным проектом, прошедшим госэкспертизу и согласованным всеми заинтересованными организациями, предусмотрена не была. Логика ясна: в деревне прописано всего 19 человек. Но есть нюанс. В последние несколько лет в Светлом Пути стали активно покупать участки. Недалеко от Минска — всего 35 километров. Если раньше здесь была одна улица, то в 2013—2014 годах на карте появились еще Дачная, Лесная и Полевая. Для строительства индивидуальных жилых домов отведено 64 участка, застроено около 35. Есть куда развиваться. В Светлом Пути люди не прочь обосноваться, но говорят, что отсутствие должной инфраструктуры их сдерживает. 

В начале деревни собралось больше трех десятков человек. На встречу с корреспондентом «СГ» жители пришли подготовленными: принесли ответы, которые получили на свои обращения из Минского райисполкома. Но к ним еще вернемся. Пока — аргументы от них в пользу того, чтобы соединить две деревни наикратчайшим путем.

— Когда построили МКАД-2, мы потеряли связь с Петришками, — берет слово Максим Гуз, который живет здесь с 2009 года. — Начну с сути проблемы: изначально современный автобан предполагал наличие двухуровневой развязки. Предусматривался проезд не только для легковых, но и грузовых автомобилей. Однако позже, видимо, решили сэкономить, удешевить проект. Из него нужное дорожное сооружение исчезло. К чему это привело? Один только объезд по кольцевой прибавил нам почти 10 километров. Если посчитать две поездки в Петришки за день (некоторые забирают с работы родственников), в год выходит лишних три тысячи километров только из-за этого круга! 

— Неудобно ни в магазин попасть, ни на почту, — подхватывает обсуждение сельчанин Николай Кулага. — Я уже не говорю о медобеспечении. Мы не из прихоти просим наикратчайший путь. Просто отсутствие проезда через кольцевую создало большие неудобства, от нас ушла инфраструктура. А ведь в деревне начинают селиться молодые семьи с детьми. Даже при желании прописаться в Светлом Пути нужно решать тот же вопрос школы. А она, если ехать на машине, в 15 километрах отсюда. Куда это годится? А дачные кооперативы? Там ведь сплошь пенсионеры. Летом, если посчитать жителей и членов товариществ нашего «куста», наберется несколько тысяч.

Один из дачников — Николай Новиков. Сколько себя помнит, проводит лето на фазенде за деревней. Опытный водитель прикидывает, что расстояние наматывает приличное только за поездку в магазин: 

— Когда была техническая дорога для строительных машин кольцевой, пользовался ей. Почему сейчас не обустроить ее по такому же принципу? 

Согласна с односельчанами и Лариса Журавлева, у нее свои аргументы:

— Тоннель — пешеходный переход под кольцевой — нам сделали. Но идти в Петришки в тот же магазин и тащить сумки три километра непросто. А зимой? Понятно, на машине удобнее, но прямой дороги нет. Строительство второй кольцевой закончено. Но неужели с учетом потребностей нельзя внести коррективы, пойти людям навстречу? С таким подходом деревня не будет развиваться.

Должен быть выход!

Сельчане написали несколько коллективных обращений в разные инстанции. В них не просто просили сделать кратчайший путь к центру сельского Совета. Предлагали и свои варианты. Один из них — сквозной проезд через кольцевую. 

— Этот способ нам кажется более реалистичным. Взять новую трассу М-6 Минск — Гродно: развязки на одном уровне там предусмотрены. МКАД-2, или официально М-14, с тем же ограничением скорости 120 километров в час. В чем тогда отличие? — недоумевает Максим Гуз. — Убрать отбойник и разрешить проезд напрямую и левый поворот. Затраты в данном случае наименьшие. 

Второй выход из ситуации — строительство дублирующей местной дороги, параллельной трассе. Расстояние небольшое, около двух километров. Сельчане не требуют на участке автобан, им достаточно проселочной песчаной узкоколейки. Но здесь нюанс: землю арендует фермер и выращивает на ней урожай. К тому же участок с непростым рельефом, перепадами высот… 

Местная власть, к слову, в курсе проблемы. Председатель Петришковского сельсовета Дмитрий Соболь тоже за то, чтобы ее решить. Однако приводит одно важное дополнение. Две спорные точки связывает еще одна местная дорога Н-8945 Петришки — Светлый Путь — Новашино. По сути, деревня от центра не отрезана, есть вариант объезда. Этим аргументом, к слову, оперируют дорожно-строительные организации. Однако путь в 8 километров по указанному маршруту крайне неудобен: гравийное покрытие с ямами. А уж как оно выглядит после дождя…

Что по поводу коллективного обращения жителей думает Минский райисполком? В ответе за подписью тогда первого заместителя председателя Владимира Юргевича, который жители получили в январе этого года, отмечается, что вторая кольцевая выполнена в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Это подтверждено наличием заключений госорганов при приемке объекта в эксплуатацию. В марте пришло дополнение к первому ответу. Райисполком обратился за разъяснением ситуации в КУП «Минскоблдорстрой». Предприятие, уточним, занимается ремонтом и строительством дорог в центральном регионе. Вот что они сообщили органу местной власти: «Организация полагает, что строительство новой местной автомобильной дороги, соединяющей деревню Светлый Путь с местной автомобильной дорогой Н-8944 Петришки — Недреска — Лошаны, нецелесообразно, поскольку потребует изъятия участка из земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства». Жители с такой оценкой не соглашаются. Как это, говорят, нет пользы, разумности? В деревне ведь живут люди... 

Дорога без обид

Теперь попытаемся оценить реалистичность предложений сельчан Светлого Пути. Начнем с демонтажа отбойников, которые мешают сквозному проезду через трассу. На первый взгляд, это самый бюджетный вариант — убираем их, и машины спокойно пересекают спорный участок. На деле сложнее. Обращаемся в РУП «Минскавтодор-Центр», который занимается обслуживанием МКАД-2. Начальник технического управления Игорь Шестаков говорит, что барьерное ограждение убрать, как хотят жители, невозможно:

— Эта магистраль 1Б категории. Технический кодекс установившейся практики, в котором содержатся нормы проектирования автомобильных дорог, не предусматривает на такой трассе пересечения с другой на одном уровне. То же касается и возможности левого поворота. На дороге такого типа он исключен. 

По поводу гродненской трассы, которую приводят в пример сельчане. Специалист уточняет, что данная магистраль — более низкой категории 1В. Это объясняет наличие «разрывов» на ней для сквозного проезда и левого поворота. Несмотря на один и тот же скоростной режим, М-14 и М-6 — разные по категорийности. Вывод: отбойники убрать не получится.

Второе предложение — местная дорога. C официальным запросом обратились за комментарием в «Минскоблдорстрой». Возможно ли изменение целевого назначения сельхозземель для строительства колейки и во сколько обойдется местному бюджету два километра проселочного отрезка? Быть может, этот вариант окажется выполнимым? «СГ» ждет ответа специалистов. 

…Напомним, посещая в июле Славгородский район, Президент в предстоящей пятилетке ориентировал на приведение в порядок дорог местного значения. Акцентировал внимание и на том, что стоит подхватить неперспективные деревеньки и бывшие центры колхозов. «Так мы должны в будущей пятилетке что-то построить, а где-то навести порядок, чтобы люди не обижались». Вот и в Светлом Пути люди хотят найти компромисс.

bizyk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter