Дорога в школу

Как сделать дорогу в школу безопасной?

Как обезопасить ребенка, самостоятельно идущего в школу? С приближением сентября этот вопрос превращается в головную боль для родителей, администрации школ, ГАИ и дорожных служб. Несмотря на то, что все силы брошены на уменьшение количества несчастных случаев с детьми, проблема по–прежнему не теряет остроту.

Порой дорога в школу становится настоящим квестом: опасные перекрестки, нерегулируемые пешеходные переходы и потоки машин превращают этот путь в опасную тропу.

Просто о сложном

«Ребенок в большей степени, чем взрослый, действует на уровне простых базовых инстинктов, — уверен известный эксперт, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Мяч покатился — есть инстинкт его догнать. Он видит объект и мысленно рисует прямую линию между ним и своим местом нахождения, подсознательно не учитывая возможные препятствия». При этом председатель ассоциации уверен: рассказывать детям на уроках о том, что значит знак 3.27 и чем он отличается от знака 1.23, неэффективно. Обучение должно идти на понятном для детей языке. Как это делают во многих странах Европы. Правда, в Германии очень придирчиво относятся и к тому, как дети разбираются в правилах. И если в начальных классах школьники действительно обучаются ПДД на простых и понятных примерах, то уже в 4–м сдают самый настоящий экзамен в ГАИ, похожий на тот, который проходит для взрослых в автошколах. Сначала теорию, затем практику. И лишь убедившись, что ребенок действительно разбирается в дорожной обстановке, родителям дают право отпускать его в школу одного.

С этого года каждая школа страны обзавелась своим маршрутом безопасной дороги в школу.

Подсветка ситуации

В нашей стране большую часть учебного года дети идут в школу и обратно в темноте. Ребенок, которого и так еле видно из–за малого роста, в темное время суток становится еще незаметнее. Несколько лет назад благодаря активной кампании по внедрению фликеров казалось, что школьников наконец удалось «подсветить». Но все же анализ дорожной обстановки показывает, что одними светоотражателями проблему не решить. Не менее важное значение имеет освещение дороги и ее обочины. Если в крупных городах с этим, как правило, вопросов нет, то в поселках проблема пока не решена.

В Ратомскую детскую школу искусств вместе со старшим инспектором по агитации и пропаганде ОГАИ Минского района Екатериной Сильченко мы приехали днем. Хотя правильнее было бы наведать это место вечером, когда стемнеет, чтобы увидеть то, что описывают местные жители. Татьяна Цветкова говорит, что в темное время суток переходить дорогу в районе детской музыкальной школы небезопасно. Именно поэтому родители всегда наказывают детям обходить здание, подниматься на горку и выходить к воротам другой средней школы, где установлен единственный на всей улице фонарь. Правда, следуют этим советам далеко не все, ведь это значительно удлиняет путь.

Инспектора ГАИ постоянно работают с детскими коллективами, рассказывая и объясняя, как нужно вести себя на дороге. При этом подчеркивают: последнее слово остается за родительским примером.

Спасти подвеску

Редкий автомобилист не сбросит скорость там, где есть ямы. Однако в попытке их объехать водитель может вплотную приблизиться к тому месту, которое по праву отведено ребенку для безопасного маршрута. Как это бывает, мы увидели, приехав в деревню Дачное под Минском. Дороги здесь принадлежат Министерству обороны. Замечаний к дорожному покрытию и знакам у ГАИ очень много. Особенно к тому месту, где находится детский сад–ясли, в который привозят ребят из многих окрестных деревень. Возле него нет ни знаков, ни специальной дорожной разметки, ни «лежачих полицейских». Правда, функцию последних призваны выполнять огромные ямы напротив входа в сад. Воспитательница Маргарита Юркевич лишь улыбается, видя наше недоумение по поводу качества дорожного покрытия: «Уже давно так. Все усугубилось, когда грузовики стали возить к нам в поселок бытовой мусор. Они объезжают ямы так, что оказываются аккурат возле нашей калитки. В темное время выходить за пределы садика просто страшно». Верим: за время нашего общения по дороге пронеслись несколько груженых самосвалов.

В поселение, как отметила Юркевич, уже приезжали представители прокуратуры, ГАИ, экологи и владельцы дороги. Ситуацию пообещали исправить в кратчайшее время. «Отделом ГАИ УВД Минрайисполкома в адрес ГУ «Минское эксплуатационное управление Вооруженных Сил» направлено предписание на выполнение работ по оборудованию искусственной дорожной неровности и нерегулируемого пешеходного перехода, устранению выбоин и установке знаков приоритета на пересечениях дороги», — рассказал Артем Бобко, госавтоинспектор ОГАИ. Однако в инспекцию пришел ответ, что средств в этом году на ремонт нет. Постараются найти в следующем. Должностное лицо привлекли к ответственности и направили повторное предписание.

В некоторых школах не первый год существуют специальные площадки, на которых дети на практике изучают ПДД.

Пошли в ларек!

У директора Ждановичской средней школы Ольги Цырулик каждый день сердце не на месте. Учебное заведение находится возле перекрестка, который распределяет потоки между машинами, выезжающими из Минска. Перекресток нерегулируемый. Потоки постоянные. Школу от проезжей части отделяет небольшая ограда — защитный элемент не позволяет ученикам внезапно выскочить на дорогу. Перейти ее можно только по пешеходному переходу, который к тому же оборудован «лежачим полицейским». Но если поток школяров очень большой, на перекрестке создается затор. Водители, пытаясь избежать задержки, ускоряются и не всегда пропускают пешеходов. Ситуацию усложняет то, что на противоположной стороне дороги находится ларек. И, несмотря на огромный ассортимент школьного буфета, дети все равно бегают за шоколадками именно туда. «Нам бы светофор», — вздыхает директор. Но, говорят, проект слишком дорогой. Хотя жители окрестных домов также согласны, что он здесь просто необходим.

Притягательным, но косвенно опасным объектом может стать не только ларек, но и детская площадка, магазин и даже остановка. Суть одна: находясь в эйфории от наступившего перерыва и радуясь внезапной свободе на 15 минут, дети бегут, не глядя. Как говорил Важник, «мысленно рисуют прямую линию маршрута». Особенно часто это случается там, где, как им объяснили, они полностью защищены: «лежачий полицейский», светофор, ограждения. У детей — приоритет. И они об этом знают. Теперь бы научить их тому, что умение смотреть по сторонам — не менее важно. Даже в самых безопасных местах.


Фликер давно перестал быть предметом насмешек над одноклассниками. Школьники уже сами просят родителей купить им «блестяшку».

Кстати

У каждой школы должен быть паспорт безопасного маршрута. Он утверждается инспекторами ГАИ и должен быть представлен всем ученикам и их родителям.

Официально

Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МОБ МВД Анна Банадык:

— Большинство выявленных нами недочетов были связаны с неудовлетворительным состоянием дорожной разметки, ограждений, в ряде случаев на территории школ и детских садов заезжали посторонние транспортные средства. Мы обратили внимание и на наличие турникетов, препятствующих свободному выходу ребят на проезжую часть. Учитывая результаты мониторинга состояния транспортной сети, постоянно ведется проектирование новых пешеходных дорожек, парковок, наружного освещения. Проверяется техническое состояние школьных автобусов, особые требования предъявляются к разработке безопасных маршрутов их движения. В этом году начнем использовать паспорта дорожной безопасности, которые предоставляют учреждения образования: с их помощью можно быстрее выявлять существующие проблемы.

isaenok@sb.by

Фото Виталия ГИЛЯ, Владимира ПИВОВАРЧИКА, Александра СТАДУБА, Павла ЧУЙКО

1/
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?