Дорога в сегодняшний день

Люба всегда любила дорогу. Не ту, далекую, которая, как в сказке, за морями да долами, а свою, близкую, родную, по которой приходится ходить каждый день. Эта потребность быть всегда в движении, в пути проникла в ее существо сызмальства

Люба всегда любила дорогу. Не ту, далекую, которая, как в сказке, за морями да долами, а свою, близкую, родную, по которой приходится ходить каждый день. Эта потребность быть всегда в движении, в пути проникла в ее существо сызмальства, наверное, потому, что в начальную школу приходилось добираться за четыре километра, а в семилетку — за все семь. 

Работая после окончания сельскохозяйственного техникума агрономом МТС в Слонимском  районе, тоже доводилось немало ходить — под опекой было сразу 6 колхозов. Побудешь, дашь консультации в одном — и пешком, часто через лес, в другой. Хорошо, если какой-нибудь сердечный дядька запряжет колхозного «скорохода» и, жалея уставшую «агрономку», перевезет ее к соседям. Только случалось такое нечасто — все лошади при деле, их рабочий день расписан строже, чем у специалиста. 

В родные места на Слутчину Любовь Самусевич вернулась из «странствий» по Западной Беларуси в середине 50-х. Слуцкую МТС к тому времени расформировали. Пару месяцев поработала в колхозе имени Кирова, под началом Сергея Лемещенко, ставшего позднее Героем Соцтруда, знаменитым на всю округу руководителем. Но в соседних колхозах кадровый голод был сильнее, и ее посылают в «Правду», по всем «обмерам» тогда один из самых отстающих. 

Из тех первых самостоятельных шагов память сохранила многое, хоть ярких, приятных эпизодов было мало. Жизнь, быт  людей восторга не вызвали: хатки убогие, улицы, дороги — не пройти, не то что проехать, кругом серость да непролазная грязь…  Одно слово, настоящее болото эти Болотчицы. 

Единственная механизация — легкий ХТЗ «Универсал» с колесами-шипами. Заправочная — старый погреб с несколькими бочками, откуда вместе с трактористом надо было таскать ведрами керосин, чтобы «напоить» железного коня. Тягостные будни скрашивались невиданным старанием селян, их понятливым отношением к предложениям и требованиям агронома. 

— Я все время была тогда вместе с колхозниками, не чуралась никакой работы, — горячо откликается Любовь Петровна на просьбу более подробно рассказать, какими заботами жили тогда в деревнях. — Свеклу полоть, прорывать — я рядом, сад высаживать — показываю, как правильно саженец поставить, как прикопать, помидорный огород заводим — о других особенностях толкую… 

Что и говорить, полюбилась местным жителям Люба. Рассудительная, толковая, знающая и умеющая делать то, чем каждодневно приходилось заниматься всем им. В райкоме партии тоже, видимо, заметили растущий авторитет агронома, которая уже и семьей обзавелась и, похоже, уезжать никуда не собирается. А вскоре на беседу пригласил первый секретарь Александр Мартысюк. 

— Хотим предложить вам возглавить колхоз, — без предисловий начал он. 

— Ой, я же еще молодая, не справлюсь, не сумею, — только и смогла вымолвить Люба. — Да и есть же у нас председатель. 

— А вот мы его на курсы пошлем, а вас исполнять обязанности попросим, посмотрим, сумеете ли, — подытожил первый. 

За три месяца дела в «Правде» заметно пошли на поправку. Люди не хотели подвести свою Любу. Прежнего председателя перевели на соковый завод, а его сменщице предстояло ехать в обком на утверждение в новой должности.  

— Машину за мной из района прислали, а до Болотчиц она не смогла доехать — дорога не позволила. Я за 5 километров пошла пешком на шоссе, к деревне Млынке. 

Этот случай и подсказал, с чего следует начинать новому председателю. С дороги. Она — мечта не только жителей Болотчиц, но и Старого Села, Нового Села, Новоселок. Без новой дороги не быть новой жизни. Куда это годится, чтобы рожениц на гусеничном тракторе в роддом везли! 

Поехала в обком. Настроилась решительно: обещали помочь — вот пусть и помогут. И добро было получено. Правда, с небольшой поправкой: надо с дорогой через Беличи выходить на трассу, там ведь сельский Совет. 

Отсыпали гравийку честь по чести. Когда десять лет назад Люба впервые пробиралась в деревню, полные резиновые сапожки грязи набрала. По отдельным выбоинам мужики и вовсе на себе переносили. Теперь же бездорожье отступило. Кажется, деревня стала ближе и к Слуцку, и самому Минску. Школьники вдоль нового добротного полотна высадили тополя. Кто-то даже успел дать имя этой первой  общей победе — Любина дорога. Да, не зря колхозники многократно подкидывали на ура своего нового председателя, не ошиблись в нем.  

Их много потом было, больших и малых достижений, коллективных побед, но та первая пятикилометровая насыпь стала  в тот момент всем, а если по большому счету, то  и дорогой в день сегодняшний. Служит новым поколениям сельчан. 

За 24 года на председательском посту Любовь Самусевич, по ее же определению, прошла три этапа на пути подъема родного колхоза. Это не означает, что они следовали строго один за другим, нет. В чем-то перемежевывались, дополняя, догоняя друг друга. Главным для себя считала, и не только как агроном, организацию достойного земледелия.  Помнила крестьянскую заповедь: если хочешь быть богатым, ищи «золото» в земле. Отучала людей быть чужаками полю. Помогали в этом бригадиры Семен Руденя, Валентин Алешко — отличные хлопцы. 

— Случалось, и ругалась с ними, все было. Да лишь бы дело не страдало, —  перебирает в памяти десятки знакомых имен Любовь Петровна. — За правду ведь ругались. Учились всему новому и других учили. 

И жить старались по правде. А как по-иному, если колхоз такое название носит? В 1965 году, когда взвалила на себя председательскую ношу, с гектара собирали по 7 центнеров зерновых, сахарной свеклы — 36, картофеля — 50, от коровы надаивали не больше, чем от козы. В лучшие же годы в 80-х средние урожаи на зерновом поле доходили до 40—45 центнеров, а бывали и выше, бульба радовала сборами в 350—400 центнеров. 

В те же годы цех по переработке фруктов построили. Спрос на соки, яблочное пюре был велик. Из своего сада все перерабатывали и у людей скупали урожай, чтобы не пропадал. Цветочную теплицу соорудили. А создав надлежащую кормовую базу, заметно подтянули животноводство. Много скота готовили для племенной продажи, даже за пределы Беларуси. В итоге у колхоза появились деньги, и хорошие. Свободные средства на счету оставались вплоть до ухода  председателя Самусевич со своего поста. 

А строили же сколько! Однажды Любовь Петровна так и сказала людям на собрании: «Переделывайте, улучшайте свои дома, лесом поможем». Специально был куплен ЗИЛ с длинным кузовом, который по очереди  выделялся каждой семье для подвозки стройматериалов. Молодым специалистам, работникам массовых профессий жилье выделялось за счет хозяйства. Городок не городок, но целая улица домов выросла тогда на центральной усадьбе. Здесь же появились новый детский садик,  Дом культуры, банно-прачечный комбинат, дом бытовых услуг, ФАП, столовая. Колхоз оказал помощь в строительстве школы. 

Что еще радовало председателя? Что есть возможность направить на учебу за счет хозяйства грамотных парней и девушек, которым дома не всегда могли помочь материально. В первую очередь сирот. Двери ее кабинета всегда были открыты и для старого, и для малого. Своих дочерей Тамару и Наташу вниманием обделяла, а детей колхозников не могла. 

— Благодаря маме мы были избавлены от мелочной опеки родителей, а потому самостоятельно выбирали свой жизненный путь и не ошиблись, — уточняет Наталья Викторовна Блахина, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.  

Обе дочери окончили среднюю школу с золотыми медалями. Тамара стала врачом, Наталья — директором крупнейшего в городе универмага «Слуцк», окончила БГИНХ и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Их дети тоже преуспевают и в науках, и каждый в своем любимом деле. 

— Знаете, почему у меня была возможность столько лет быть на руководящей работе? — спрашивала скорее у себя, нежели у меня  Любовь Петровна и отвечала: — Потому что муж был понимающий и внимательный. Без моего Виктора Леоновича Алешко  я бы много чего не смогла. Скажем, на сессии в Горецкую академию отлучаться, заочно ведь училась. 

Признательна женщина-ветеран и многим коллегам, с кем посчастливилось плечом к плечу идти по жизни,  у кого набираться опыта управления или просто просить помощи в трудную минуту. Прежде всего это бывший председатель райисполкома Виктор Орловский, руководители хозяйств Сергей Лемещенко, Николай Василевич, Виктор Могилевец, Сергей Полещук, Александр Синило. 

— Молодые сейчас не так работают, как мы, на поле почти не бывают. Я же, помню, с сеялки не слезу, пока не буду убеждена, что она отрегулирована как надо, — рассуждает Любовь Петровна. — Между нами, руководителями, тогда присутствовал дух соперничества и одновременно благожелательности. Меня четыре раза награждали орденами, и всякий раз коллеги-мужчины искренне радовались за награды, за мои успехи. Впрочем, наши колхозники тоже. Всем им мой земной поклон.   

На снимке: Любовь Петровна Самусевич с дочерью, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Блахиной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter