Дорога в небо

Незадолго до Дня работников гражданской авиации на "прямую линию" с читателями "СБ" вышли директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Вадим Мельник и генеральный директор Национальной авиакомпании "Белавиа" Анатолий Гусаров...

Незадолго до Дня работников гражданской авиации на "прямую линию" с читателями "СБ" вышли директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Вадим Мельник и генеральный директор Национальной авиакомпании "Белавиа" Анатолий Гусаров. В том, что больше всего вопросов будет касаться безопасности воздушных перевозок, можно было и не сомневаться. Но звонивших интересовали и перспективы развития "Белавиа", возможности создания в нашей стране бюджетного авиаперевозчика, перспективы реконструкции аэропортов.


О безопасности


- Здравствуйте. Звонит Мозговой Александр Федорович, пенсионер, старый работник "Аэрофлота", проработал там 41 год. Из них более половины летал. Я хотел бы сказать вот о чем. Когда разваливали Советский Союз, разрушили и нашу гражданскую авиацию. Посмотрите, что делается в России, где пассажирскими перевозками стали заниматься частные компании! Сколько мы видим авиакатастроф за последние годы! И все потому, что частнику важнее всего прибыль, а не безопасность пассажиров. Он будет экономить, как ты его ни контролируй. Выход один: ни в коем случае не допустить у нас приватизации авиакомпаний. Владеть авиацией должно только государство.


А.Г.: Полностью с вами согласен. В Беларуси такого нет. Наоборот, "Белавиа" мы собираемся не дробить, а укрупнять.


- Спасибо.


- Здравствуйте, господа авиаторы! Меня зовут Светлана. Недавно летела из Москвы на Ту-154. Признаюсь честно: после серии российских катастроф как-то с недоверием стала относиться к советской технике...


А.Г.: Действительно, во флоте "Белавиа" есть 3 самолета Ту-154М. Через год-два мы будем вынуждены от них отказаться. Их эксплуатация экономически невыгодна, да и по ряду характеристик, например, по шумам, они уступают зарубежным аналогам. Но не волнуйтесь, в их надежности мы не сомневаемся. Они были созданы в конце 1980-х, но возраст самолета здесь не самый главный фактор. Намного большее значение имеет то, в чьих руках находится техника. Очень важен профессиональный уровень инженерно-технического персонала, пилотов. Их для "Белавиа" готовят за рубежом. Например, неделю назад из Франции вернулись 10 человек: мы переучили пять экипажей для работы на самолетах CRJ. А вообще, безопасность полетов - первое, на чем должна базироваться авиация. Но для этого нужны серьезные финансовые вливания. Те, кто на этом экономит, в конечном итоге рискуют жизнями людей.


- Но и у нас случаются трагедии... Например, в сельхозавиации...


В.М.: Сельхозавиация - очень тяжелая отрасль. Не так просто выполнить 60 взлетов и посадок, когда кругом постоянная "болтанка" из-за ветра или грозы...


О кадрах


- Добрый день. Я Жанна Алексеевна, звоню из Круглого Могилевской области. У меня вопрос к Вадиму Григорьевичу. Слышала, что на базе высшего авиационного колледжа будет создана академия авиации. Правда ли это и будут ли там готовить пилотов?


В.М.: Такое предложение действительно нами подготовлено, документы уже направлены для рассмотрения в соответствующие государственные органы. Этот колледж, как и академия, дает высшее образование. Статус академии мы хотим ему придать для того, чтобы получить право заниматься еще и научной деятельностью. Что касается летного состава. Пока по договору с Российской Федерацией пилотов мы готовим в Ульяновском высшем летном училище на бесплатной основе. Ежегодно они берут по 8 - 12 белорусских ребят. Интересно отметить, что 90 процентов из них оканчивают это учебное заведение с отличием. Но мы планируем готовить пилотов и в нашей стране. Только для этого должны быть соответствующие предпосылки. Содержать такую группу достаточно сложно. Нужны финансы, самолеты, топливо...


- А почему девушек у нас не берут в пилоты?


В.М.: А никто не просится! Будут проситься, будем рассматривать. Главное, чтобы были хорошее здоровье и знания.


- Дело в том, что моя дочь учится в нашем авиационном колледже и она очень бы хотела пройти военную подготовку... Но, как ей сказали, девушек туда не берут.


В.М.: Это вопрос к Минобороны. Хотя я, имея летный стаж 33 года, могу с уверенностью сказать, что женщины-пилоты по ряду позиций превосходят мужчин.


- Здравствуйте, Анатолий Николаевич! Зовут меня Сергей. Слышал, сейчас острейшая проблема с водителями общественного транспорта, строителями... Все уезжают за рубеж. А как обстоят дела с летчиками?


А.Г.: И у нас острейшая нехватка летного состава. Отдельные пилоты уходят в зарубежные авиакомпании, где платят намного больше. Мы стараемся их удержать за счет существенного увеличения заработной платы. Кроме того, стараемся брать молодежь из других белорусских авиакомпаний, таких как "Трансавиаэкспорт", "Гомельавиа"...


О Национальном аэропорте и его реконструкции


- Здравствуйте! Почему мы так слабо используем свое выгодное географическое положение? Наша авиация могла бы зарабатывать за счет транзита, но мои партнеры-иностранцы рассказывали, что в Минске, чтобы пересесть на другой рейс, нужно забрать багаж, пройти паспортный контроль, таможню, заполнить кипу документов, чего в идеале быть не должно...


А.Г.: Конечно, с точки зрения перспектив развития Национального аэропорта как хаба - стыковочного пункта для "Белавиа", транзитную зону нужно значительно расширять и усовершенствовать. Но сам аэропорт должен быть четко разделен на зоны, откуда будут выполняться рейсы в пределах стран Таможенного союза и вне его. Сегодня есть немало нерешенных вопросов как с точки зрения организации перевозочного процесса, так и с точки зрения пограничного и таможенного оформления. И это существенный сдерживающий фактор.


В.М.: Новый терминал как минимум на две трети будет построен за пределами нынешнего здания аэропорта. И там уже будут созданы все условия для транзитных пассажиров, откроются гостиницы...


- А железную дорогу туда протянут?


В.М.: Мы в этом заинтересованы. В качестве примера приведу строящийся в Берлине аэропорт "Бранденбург". Немецкая "Дойче бан" построила ветку, по которой электропоезда будут заезжать непосредственно в здание аэровокзала. Но для реализации подобного проекта у нас оптимальным было бы привлечение инвестиций, ибо он дорогостоящий.


- Добрый день, Вадим Григорьевич! К вам от имени членов садоводческого товарищества "Шеметово" обращается Василий Григорьевич. Мы хотим узнать, не будут ли ущемлены наши интересы при строительстве новой взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту "Минск". Знаем, что, например, дорога, которая идет в сторону товарищества, окажется в зоне строительства. Как мы - пенсионеры - будем добираться потом на свои участки?


В.М.: Поручение Президента относительно строительства новой взлетно-посадочной полосы, безусловно, будет выполнено. Пока там только начинается этап предварительной подготовки - геодезические работы и так далее. Но все мероприятия, касающиеся переноса коммуникаций, дорог, будут проводиться в строгом соответствии с законом, интересы граждан учтут в полном объеме. Можете не волноваться. Если у нас в этом отношении останутся какие-то неразрешенные проблемы с населением, проект не сможет даже пройти государственную экспертизу. Кстати, мы этот вопрос уже предварительно обсуждали с главным инвестором. Так что можете не волноваться.


- Спасибо вам большое.


Об аэропорте "Минск-1" и "Минск-Сити"


- Здравствуйте, это "прямая линия"? Меня интересует судьба аэропорта "Минск-1" на ближайшие три года. Если его все-таки закроют, как будут трудоустроены сотрудники и что будет с теми его работниками, которым осталось до пенсии 3 года?


В.М.: Уже подписан приказ министра транспорта и коммуникаций Ивана Щербо об объединении Национального аэропорта с аэропортом "Минск-1". Что это даст? Во-первых, повысятся зарплаты. Я знаю, что они у вас сегодня низкие. После объединения с 15 декабря вы будете получать по тем же тарифным ставкам, что и работники Национального аэропорта. То есть примерно процентов на 60 - 70 больше. Второе. Вы знаете, что авиакомпания "Ют-Эйр" в сентябре открыла регулярные рейсы из Москвы. А в следующем году к вам переведут ряд рейсов чартерных и бизнес-авиацию. Национальный аэропорт "Минск" их принимать не будет в связи с загруженностью стоянок.


- А "Минск-Сити" построят?


В.М.: Мы ждем от инвестора определенных предложений. Но в ближайшие год-два аэропорт работать будет. Ведь перенести авиаремонтный завод - это дело даже не нескольких лет.


- День добрый, Вадим Григорьевич. Вас беспокоит Александр Николаевич. Скоро начнется строительство "Минск-Сити"... Меня и других владельцев гаражей по улице Аэродромной, 6 очень волнует их судьба. Снесут их или нет?


В.М.: Не волнуйтесь. В случае сноса всем будет выплачена компенсация. Я специально интересовался этим вопросом, потому что у меня у самого там гараж. Интересы владельцев будут максимально учтены. Но когда именно будут сносить - пока неизвестно. Вряд ли это произойдет в ближайшие год-два.


О флоте и маршрутной сети


- Анатолий Николаевич, Иван беспокоит. Скажите, а флот "Белавиа" так и будет пополняться подержанными самолетами?


А.Г.: Нет, сейчас на стадии завершения проработка контрактов по покупке бразильских 84-местных "Эмбраер-175" непосредственно у завода-изготовителя. Планируем, что в следующем году нам будет поставлено два таких самолета. Первый должен прийти в сентябре.


В.М.: По правде говоря, мы думаем о покупке четырех. Есть предложения и по другим самолетам этой серии. Почему остановились именно на нем? А потому что по всем оценкам это очень хороший самолет. Кроме того, во флоте "Белавиа" есть самолеты на 50 мест, на 120, на 140... А чего-то среднего нет. У нас появится больше возможностей для выбора. Пускать в рейс полупустой борт невыгодно. И понятно, что меньший самолет расходует меньше топлива.


- А значит ли это, что и маршрутов станет больше?


А.Г.: Наоборот. Мы самолеты подбираем под существующую маршрутную сеть. "Эмбраеры" будут востребованы, скажем, на рейсах в Москву, Лондон...


В.М.: "Белавиа" сегодня больше рассматривает варианты увеличения не числа маршрутов, а частотности их выполнения. Это удобнее как для "командированных", так и для транзитных пассажиров.


- Если не "Белавиа", то, может, другие - иностранные - перевозчики откроют рейсы в Минск? Слышал об интересе "Катарских авиалиний".


В.М.: Да, такие намерения были. Мы абсолютно ничего не имеем против. В ближайшее время будем решать этот вопрос.


- А насколько реален рейс между Минском и Пекином? У меня в Китае учится масса знакомых. Понятно, в "Белавиа" дальнемагистрального флота нет, но ведь и в Поднебесной хватает своих авиакомпаний...


В.М.: Рейс открывается прежде всего тогда, когда в нем есть экономическая целесообразность. Если пассажиропоток будет нестабильным, авиакомпания понесет убытки. Иной раз даже невосполнимые. Некоторые перевозчики пытались поиграть на этих рынках, открывали новые маршруты, старались потеснить другие компании за счет более низких цен, но их непросчитанные действия в итоге приводили к банкротству...


- Здравствуйте, Александр из Гомеля беспокоит. Работаю я в Минске. Домой часто летал на самолете. Однако рейсы весной прекратились. А помню, как в молодости по воздуху можно было попасть и в районные центры... Есть ли перспектива у региональных перевозок?


В.М.: Белорусским авиакомпаниям сложно конкурировать с другими видами транспорта прежде всего из-за коротких расстояний. Решение этой проблемы напрямую связано с высокими расходами на обеспечение авиаперевозок и отсутствием самолетов малой вместимости - до 10 - 15 пассажирских мест.


- Алло, я дозвонился на "прямую линию"? Это Александр из Минска. Недавно прочитал, что "Белавиа" стала партнером нашей олимпийской сборной. Но в связи с этим возникли проблемы: наши самолеты летают не в знаменитый аэропорт "Хитроу", который станет "воздушными воротами" лондонской Олимпиады, а во второстепенный "Гатвик". А почему так? Нас там не ждут? Это же крупный транзитный узел!


А.Г.: Когда мы открывали рейс в Лондон, попасть в "Хитроу" из-за его большой загруженности было невозможно. Хотя действительно, он расположен к Лондону ближе, чем все остальные. Но, судя по откликам пассажиров, это ужасный аэропорт, где запросто можно заблудиться и опоздать на другой рейс.


В.М.: Поэтому, если бы даже нам и удалось перебраться в "Хитроу", наши пассажиры вряд ли этому обрадовались бы.


О ценах и пошлинах


- Добрый день! А вот расскажите, вступление в Таможенный союз принесло какие-то плюсы для "Белавиа"? Или наоборот - одни минусы? В России сегодня гораздо сложнее купить или взять в лизинг самолет зарубежного производства...


А.Г.: Да, определенные сложности по данному вопросу при подписании документов по Таможенному союзу были. По авиации позиции пока еще остаются открытыми. Мы с казахстанскими коллегами активно выступали за то, чтобы при переходе на единые таможенные пошлины для наших авиакомпаний был установлен переходный период. Россия согласилась. "Белавиа", "Эйр Астана", другие казахстанские компании освобождены от новых тарифов до 1 июля 2014 года.


- А акционироваться "Белавиа" будет?


В.М.: Пока еще рано об этом говорить. И не думаю, что это произойдет в обозримом будущем.


- Добрый вечер. Игорь, Гродно. Позвольте высказать свое мнение. В "Белавиа" слишком высокие цены. Я лучше отправлюсь в Вильнюс и воспользуюсь услугами бюджетных - лоу-кост - перевозчиков. Может быть, и в нашей стране когда-нибудь появятся такие?


В.М.: Позвольте и я выскажу мнение. Я летел таким перевозчиком из Вены в Испанию и заплатил 536 евро. Это к вопросу о низких ценах. Там очень хитрая система: я брал билеты лишь за два дня до командировки. Все дешевые места к этому времени были уже проданы. А вообще, вы читали в детстве "Незнайку на Луне"? Помните, главные герои попали в гостиницу "Экономическую", где едва ли не за все дополнительные услуги приходилось платить сантики? У бюджетных перевозчиков точно так же: нужно отсчитать деньги за багажное место, за питание, чуть ли не за посещение туалета... А еще, как правило, их самолеты вылетают и прилетают во второстепенные аэропорты, где ниже плата за обслуживание. "Белавиа" как национальная компания себе этого позволить не может.


А.Г.: Сейчас мировая тенденция такова, что авиакомпании становятся этакими гибридами - как с классическими элементами, так и с элементами лоу-кост. И у нас будет точно так же. Определенное количество билетов станем продавать по весьма низким ценам. Но их нельзя будет ни обменять, ни сдать.


Для тех, кто часто летает


- Анатолий Николаевич, добрый день! Дмитрий беспокоит. В прошлом году летал в США немецкой авиакомпанией "Люфтганза" и мне выдали специальную карточку, по которой постоянным пассажирам можно получить определенные бонусы. Чтобы их заработать, можно пользоваться и услугами "Австрийских авиалиний", польского "Лота". А почему в этом списке нет "Белавиа"? Или, быть может, мы вскоре вступим в какой-нибудь другой альянс?


А.Г.: Бонусная система поощрений часто летающих пассажиров в авиакомпании "Белавиа" разработана, с ее условиями можно ознакомиться на нашем сайте. Мы также прорабатываем другие возможности и контактируем по этому поводу с разными альянсами. Но более всего мы продвинулись в переговорах о вступлении в качестве ассоциированного члена в SkyTeam, который объединил, скажем, российский "Аэрофлот", компанию "Эйр Франс". Это даст ряд преимуществ и нам, и нашим пассажирам. В том числе позволит расширить маршрутную сеть. Но сам процесс достаточно длительный.


- Добрый день! Обратил внимание, что из Вены в Минск, из Минска в Москву летел на именных самолетах. Первый назывался в честь нашей столицы, второй - в честь ученого Чижевского. Красиво! А почему бы и "Белавиа" не давать самолетам имена наших городов, рек или известных писателей и поэтов?


А.Г.: На бортах наших самолетов скоро также появятся названия белорусских городов.


- Молодцы, спасибо!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter