Дорога в дюнах

Неделя в Латвии с мыслями о Беларуси "Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба у розных краях пабываць.
Неделя в Латвии с мыслями о Беларуси

"Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба у розных краях пабываць..." Эти слова известной песни, признаться, я слушаю с некоторым сомнением. Любовь - вещь абсолютная. Чтобы любить человека, свой город или страну, вовсе не обязательно сравнивать их с другими. Чтобы глубже понять и оценить - да, сопоставления желательны. Чтобы лучше обустроить свою землю - необходимы.

В этом смысле, убежден, соседняя страна нам интереснее далекой. Финал СССР стал почти одновременным стартом для Беларуси и Латвии. Двинулись государства не в одну сторону. Но, согласитесь, важно не столько направление, сколько результат: благосостояние граждан, авторитет и сила государства. Кто преуспел в этом больше? Словом, на Латвию я в течение нескольких дней смотрел "бинокулярно": восхищался Ригой, а перед глазами стоял Минск... Сразу скажу: если мы и можем чему-то завидовать (например, взморью), то у нас нет никаких причин комплексовать. Море латышам даровано свыше. Зато все то, чего они добились своими руками, у нас тоже есть или непременно будет. Зато мы можем гордиться тем, в чем соседей обошли. Впрочем, по порядку.

"Феррари" вместо РАФа

Рига, в которой жил и не раз бывал, после 10-летней разлуки с ней удивила двумя вещами. Во-первых, кричащим богатством - на одном социальном полюсе. По Минску не разъезжают "Феррари", а в Риге попадаются. "Харлеев" там побольше, чем у нас минских мотоциклов. В целом внешние признаки благосостояния столиц (поток машин, облик горожан, витрины) отличаются мало, но...

Набережная Краста собрала много такого, чего у нас пока нет. Торговая улица XXI века! Огромные "стекляшки" ведущих автопроизводителей здесь чередуются с дорогими гипермаркетами мировых торговых сетей. Поражает и чисто латвийский брэнд "Лидо". На Краста находится самое крупное его заведение. Говорят, не имеющее аналогов в Европе.

"МакДональдс" и близко не стоял! Сотни блюд, аромат и живописность которых трудно описать, здесь готовят на ваших глазах десятки поваров. Это не общепит - объект системной организации массового досуга и городской среды в целом. Здание построено из гигантских цельных бревен, хотя техническое оснащение суперсовременное. Вокруг, на воздухе, - экзотические детские аттракционы, площадки для танцев, сцены для артистов и автостоянки. Заполнено вс„! Рижане и гости проводят здесь часы целыми семьями.

Еще на тему "Рига - город контрастов". В центре немало просящих подаяние. Зато для больного церебральным параличом на крыльце стандартной многоэтажки устанавливают подъемник за 2 тысячи долларов. И вот что поразило: первую машину дорожной полиции мы увидели лишь к исходу второго дня, уже объездив Ригу и Вентспилс. Зато штраф за неправильную парковку - 40 долларов. Расплата за вождение в пьяном виде (штраф плюс автоматическая пересдача на права) "зашкаливает" за 1.000 у.е.!

Ей-богу, не грех перенять! Как, впрочем, и организацию фирменной торговли и сервиса. У нас ведь как? Каждый магазин в столице и провинции уникален. Если названия повторяются (универсамы "Юбилейный", "Центральный"...), то это владельцев никак не роднит, ни к чему не обязывает. Здесь западная торговая марка "Стокман", латвийские "Дабл кофе" или "Рими" предложат одинаково высокий стандарт в любом уголке страны. Впрочем, нам это известно по автозаправкам.

Речь, как видим, идет о торговле и сервисе. Их качеством Прибалтика отличалась и прежде. Второе, чем удивила Латвия, - исчезновением всего того, что формировало высокий экономический авторитет республики в СССР. Напомню: на рижских трамваях и электричках, елгавских РАФах ездили по всей огромной стране. Именно ВЭФ выпустил "Спидолу" - первый и наиболее массовый переносной приемник...

Фактически этих брэндов больше нет! Ни электричек, ни микроавтобусов, ни производивших их заводов. Если прежде на ВЭФе работало до 20 тыс. человек, то сегодня... сотня. В одной семье нас угостили, например, пирожными "от ВЭФа"! На месте завода (корпуса были куплены по бросовой цене) - итальянский "Домино шоппинг". Пояснять, полагаю, не надо. На чем же держится внешнее благополучие страны?

"Продаем посуду"

Кстати, напомню, что 6 июля в статье "В Вене Беларусь считают "молодым тигром" "СБ" опубликовала прогноз темпов роста ВВП на 2004 год. Так вот, Латвия по этому показателю занимает третье место после Украины и Беларуси (9,5, 8 и 7,5 процента соответственно). Высокие цифры!

Рижский экономист Эрнест Буйвид возразил мне буквально так: "Мы продаем мебель. К сожалению, свою". Пояснил: если вчера вы продали свой кухонный стол, а сегодня шкаф, то можно обеспечить и 100-процентный "рост" ВВП. Затем нуждающийся начинает продавать посуду, а потом нередко и штаны. Именно так характеризует экономику Латвии Э.Буйвид.

В советском прошлом он был директором завода, который сам и строил. Прекрасно знает реальную экономику, в том числе и белорусскую. Восхищается нашей страной. У вас, говорит, безвластие продолжалось лишь пару лет, при Шушкевиче, а в Латвии оно длится уже 15 лет. Поэтому реформами, которые способна проводить лишь сильная власть, и не пахнет. Перспектив латвийской экономики Буйвид не видит и даже рост инвестиций в недвижимость объясняет так: "Больше покупать нечего, продано почти вс„. В стране ничего не прибавится, когда Анна продаст Гансу дом в Юрмале". Мои собеседники не раз подчеркивали, что Латвия - самая бедная страна в Евросоюзе, куда 1 мая вступила.

Впрочем, мнение "независимого" (скорее левого) экономиста Э.Буйвида явно не разделяет Каспар Герхардс - государственный секретарь министерства экономики. Это не то же, что министр. Поясню, как поясняли мне. Правительство в Латвии меняется иной раз через полгода. Должность госсекретарей в министерствах введена ради преемственности. Как сопредседатель латвийско-белорусской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству К.Герхардс высоко оценивает присутствие белорусских товаров на местном рынке. К слову, в стране действуют 228 латвийско-белорусских СП (в Беларуси 130 предприятий с латвийским капиталом).

Так вот, по словам г-на госсекретаря, в промышленности Латвии наблюдается подъем. На основе вагонозавода создан технопарк, где российско-латвийский консорциум "Северсталь-Лат" с участием европейского капитала уже разрабатывает новую железнодорожную технику: трамваи, вагоны, поезда.

Да, РАФа как такового больше нет. На его "останках" в Елгаве возникло предприятие, которое поначалу продвигало в Латвию продукцию московского ЗИЛа. И здесь, по словам г-на Герхардса, совместно создана новая, пока опытная модель грузовика для местного и соседних рынков. ВЭФ сохранился частично и производит, например, телекоммутаторы, имеющие спрос в России.

"А чем Латвия намерена конкурировать в Евросоюзе?" - спросил я. "Продукцией деревообработки, легкой промышленности, машиностроения, информационными и биотехнологиями. Еще до вступления в Евросоюз 66 процентов экспорта уже приходилось на Европу. Поэтому дискуссии на тему конкурентоспособности Латвии уже позади. Сегодня экспорт в Европу достигает 80 процентов. Мы уже интегрированы, конкурентоспособны и ниже не опустимся!"

Мнения, как видим, полярные. Впрочем, Латвия выбрала свой путь. Пожелаем соседям удачи. Лишь напомню, что знакомство с их опытом я рассматривал как способ оценить и выбор Беларуси, ее пути, проделанного с обретением независимости.

"Опасный сосед - Белоруссия"

Это название серии статей, которые опубликовал в русскоязычной газете "Вести сегодня" мой собеседник экономист Эрнест Буйвид. Это ответ тем латышским политикам, которые предпочитают стращать сограждан нашей страной. Ироничность заголовка я бы истолковал так: Беларусь опасна тем, что наглядно демонстрирует преимущество своей модели. Э.Буйвид доказывает это цифрами и наблюдениями. Цифры: рентабельность белорусского народного хозяйства (к которой, напомню, у нас самих немало претензий) в 3 - 5 раз выше латвийского. Выше доля экспорта и реальный ВВП на душу населения. Вот таблицы. Где у нас "плюс 700 коек" (построено больниц), у них - "минус 939". Где у нас "плюс 6 тыс. мест" (введено школ), у них - "закрыто 12 школ". И даже товарооборот (при всех гипермаркетах) здесь вдвое ниже уровня 1990 года, когда латыши отоваривались в советских магазинах. А "у них, белорусов", то есть у нас, - рост "зашкаливает" за 125 процентов! Латвия впереди (многократно!) лишь по безработице.

Наблюдения. Автор описывает увиденные на выставке наши троллейбусы, тракторы и гигантские самосвалы, сопоставляет с латвийским экспортом, шпротами и варежками. Описывает наши телевизоры, холодильники и мебель с эмблемами ЕС... "Все это соответствует европейским стандартам, хотя сама Беларусь в ЕС не собирается!" - восклицает Буйвид. И резюмирует: "Результаты зависят не от того, частное предприятие или государственное, а от того, кто руководит предприятием и кто руководит государством".

Но статья написана больше года назад. Как мы выглядим сейчас?

90 процентов агрорынка занимают наши тракторы. Конкретно этой долей владеет Василий Загоруйко, когда-то управляющий местной райсельхозтехникой, а ныне директор СП "МТЗ-Сервис". После распада СССР, когда здесь стала доступна любая техника, наш трактор резко утратил позиции, но затем...

По словам директора (который прекрасно знает европейский рынок), организация сервиса в Латвии на порядок опережает уровень конкурентов. Что оказалось для них большим сюрпризом (европейские производители, естественно, так или иначе лоббируют продвижение своих тракторов). Сеть охватывает всю страну, причем в любой ее точке любая неисправность гарантированно устраняется в течение 48 часов.

Когда минувшим летом у фермера трактор стал в разгар посевной и фирма в срок не укладывалась, владельцу был предоставлен новый, подменный трактор. Вскоре фермер приобрел себе и второго "Беларуса". Каждый трактор, помимо фирменного лейбла "МТЗ", имеет на капоте и реквизиты "МТЗ-Сервис", включая телефон самого директора. "Владелец может разбудить меня хоть ночью! - говорит Загоруйко. И добавляет: - Но мой сотрудник, который не решил проблему, после этого пойдет искать другую работу".

Словом, по соотношению "качество/цена" наш трактор пока для конкурентов недосягаем. Столь же неплохие позиции у грузовиков МАЗа. "Пока! Еще!" - подчеркнул посол Беларуси в Латвии Вадим Ламков. Он предостерег, что расслабляться нашим автостроителям нельзя. Оснащенный агрегатами, которые приводят наш грузовик в соответствие стандартам "Евро-3", он уже опасно приближается к цене, например, "Скании"... Как член Евросоюза Латвия может служить для наших амбициозных производителей трамплином. Для ленивых может стать и шлагбаумом.

Конкурентность наших товаров подтвердил и директор ООО "Белорусский торговый центр" Владимир Ривкин. Он же обрисовал и риски, грозящие им на латвийском рынке. Главный из них - наша собственная неразворотливость.

В Риге есть специализированные магазины, торгующие нашими холодильниками, телевизорами или косметикой. Но Ривкин предпочел универмаг. В его магазине в самом центре есть все: от чугунков, подушек, льняного белья и одежды до велосипедов, часов и холодильников. "Ваш товар отнюдь не бросовый, его не сравнить с китайским! - подчеркивает В.Ривкин. - Не для сверхбогатого, но для среднеобеспеченного покупателя. Товар ходовой, спрос прекрасный, но..."

Скажу за Ривкина кратко. В "Белорусском торговом центре", вопреки ожиданию, нет белорусского капитала и даже инициативы. Весь капитал и риск - его, Ривкина. Он сам посещает наши предприятия и отбирает товар. Сам отвечает за редкие рекламации. Утверждает, что сбыт, оборот и присутствие на рынке можно многократно увеличить. Нужен запас, склад - как у соседствующих западных торговых домов. Но Ривкину такие инвестиции не по карману, а наши производители вкладывать, даже на условиях совместного владения, не спешат. А уже через три месяца требуют товар (если не продался) назад. "Вы прекрасно умеете производить, чего не скажешь об умении торговать!" - заключает В.Ривкин.

Этот же упрек я услышал в порту Вентспилса, на терминале, где переваливают (из вагонов в трюмы гигантских "панамаксов") белорусские калийные удобрения.

Наша соль глаза не ест!

Незадолго до нашего появления в порту от причала отвалил загруженный удобрениями "бразилец", а его место занял "Онего Спирит" из Гонконга. Порт по определению живет транзитом. Приходилось слышать, что Вентспилс обеспечивает до 25 процентов всего ВВП Латвии (Рижский вокзал Москвы когда-то именовался Виндавским, по старому названию Вентспилса). Поэтому приятно было сознавать, что здесь немало и "белорусских" процентов. АО "Калия паркс", к примеру, создано исключительно для перевалки удобрений: до 3,5 млн. тонн нашей соли в год! А еще идет брикетированный торф, лес, нефтепродукты - до половины всего белорусского экспорта!

Город здесь практически слит с портом. Лишь река Вента разделяет угольный, нефтяной и калийный терминалы и жилую набережную. Еще 10 лет назад здесь не было здорового дерева, трудно было дышать, сюда не хотели ехать на работу. Сейчас здесь стоят пальмы и гуляют дети. Пахнет только морем. Ни единого масляного пятна на воде! Город скорее напоминает курорт. А расположенный неподалеку пляж Евросоюз сертифицировал особым флагом - в признание идеальной чистоты.

Но я отвлекся. Мне говорили, что лишь в канадском Ванкувере есть сходный по размаху комплекс. Но там три причала. А если иметь в виду "интегрированный", единый терминал (для разгрузки вагонов, складского хранения и перегрузки в трюмы кораблей), то "Калия паркс" - крупнейший в мире!

"Этого мало!" - уверял меня производственный директор терминала Евгений Яненко. - Нужен более мощный склад. Чтобы в период пикового спроса на удобрения - в Бразилии, Китае или Австралии - мгновенно реагировать. Если не дашь калий ты - тут же "перебьют" россияне или канадцы".

Но опять же нужны совместные инвестиции. Казахи, к примеру, отреагировали на сходное предложение (речь шла о зерновом терминале) оперативно: комплекс проектируется. "Белорусская сторона выжидает, уже достаточно долго", - с сожалением говорили мои собеседники. Не вдаюсь в экономический и конъюнктурный анализ - нет места. Лишь привожу мнение латвийских профессионалов. Процветание которых держится только нашим товаром и которые, понятно, по этой причине нам союзники. Впрочем, пожеланию торговать более гибко вряд ли кто возразит.

В радужную картину тот же экономист Эрнест Буйвид добавляет жестких реалий. Мол, порт расцвел лишь благодаря грабительским, монопольным тарифам на транзит, которые поначалу Латвия навязала России. Перекачка нефти на 200 км здесь стоила дороже, чем на 4 тысячи км по Сибири! Хозяева порта заработали немало, но деньги ушли в оффшоры. А россияне год назад закрыли нефтяной вентиль на Латвию, так как построили свой терминал. Есть альтернативные варианты транзита и для удобрений, угля, леса. Иначе говоря, перспективы Вентспилса неоднозначны...

Латышский или латвийский?

Иные собеседники вежливо поправляли, когда я произносил первое или второе слово. Потом я понял. "Латышский" более употребимо в этническом, национальном контексте. "Латвийский" имеет скорее экономический, интеграционный оттенок. В Вентспилсе, самом процветающем городе Латвии, преобладает русскоязычное население, неграждан в этой среде - до 40 процентов. Какое определение здесь уместнее: латышский город или латвийский?..

Я встречался здесь с латышами и русскими, белорусами и украинцами. Создалось впечатление, что для большинства это неважно. Здесь, например, немалая цыганская диаспора, причем цыгане прекрасно говорят по-латышски и, представьте, работают в порту!

Так вот, из долгого рассказа Веры Шенгелия, директора местной школы, я понял: проблемы русскоязычного населения здесь если не решены, то решаемы. Экстремальные условия, в которых поначалу оказались эти люди, вынудили их организоваться. Научили тонкой науке самоуправления. Не в пику новой латвийской государственности, но в ее рамках и ей во благо.

Достаточно сказать, что школа не "выбивает", не выпрашивает средства, например, для ремонта. Здесь готовят проекты, защищают и под них получают инвестиции: из бюджета городской думы, министерства образования или европейских структур. Проект может подать каждый учитель. Объемы финансирования - от нескольких тысяч до 150 тысяч евро на проект. Единовременно реализуются в среднем четыре. 20 процентов предметов преподаются на иностранном, 40 - на государственном латышском языке, 40 - на русском. Пропорция устраивает всех.

Поездку белорусских журналистов организовало посольство нашей страны в Латвии. А фактически принимала нас общественная организация "D.V.I.N.A.". Нас всюду сопровождал Андрей Яковлев - по должности директор проектов, по происхождению русский, по рождению рижанин в таком-то поколении (предки в Риге с начала прошлого века). Знает в городе каждый закоулок, познания его об истории и культуре Риги, Латвии и латышей поистине энциклопедические. Лекции студентам читает, естественно, на латышском.

Название организации он перевел так: "Независимая ассоциация демократических ценностей и интеграции". Интеграция понимается не однобоко (только в Евросоюзе), но в широком географическом и социальном смысле. К слову, русскоязычных газет в Латвии множество: "Телеграф", "Время новостей", "Час", "Суббота"... Они по-европейски многоцветны, интересны. Но максимальный тираж - до 35 тысяч. Когда я называл коллегам тираж "СБ" (напомню: от 300 до 400 тысяч), они не верили, переспрашивали: "Сколько-сколько?.."

Кто хочет знать о Беларуси - информацию найдет. Кто не хочет или в упор не видит очевидного, тому никакая информация не поможет. Таковые, увы, тоже имеются.

Догоним ли латвийский сервис?

Уже догнали и даже обогнали! Обхождение в латвийских отелях, кафе и магазинах вызывает, слов нет, восторг. Но сервис - это не только общепит, но и обслуживание в широком смысле. Так вот, наше посольство в Риге принимает иной раз до 800 человек в день! Посол Вадим Ламков заверил, что работники учреждения не уходят домой, пока не примут последнего. Это закон. Как и для нашего консульства в Даугавпилсе.

Принимавшая сторона начала хлопоты за месяц, но автор этих строк и съемочная группа ОНТ визы получили в последний момент (поездка, казалось, срывалась!), проведя возле ворот латвийского посольства в Минске не один день и не один час. Вместе с десятками людей, которые занимали очередь с вечера и со слезами протягивали сквозь решетки кто путевку на отдых, кто деловые бумаги, кто телеграмму о смерти близкого... Зрелище было не для слабонервных.

Ладно, думал я, они тоже учатся. Одно дело поднести кофе, другое - дать визу. Евросоюз, новые границы и все такое. Уже в Риге узнал, что не все так просто. Группа журналистов из оппозиционных белорусских газет, гостившая в Латвии незадолго до нас, не знала проблем с визами. Или такой "прецедент", о котором поведали коллеги из рижской газеты "Час". Министр культуры Латвии, едва вступив в должность, заявила, что не будет встречаться с послом Беларуси, пока, дескать... Ну и далее по известному шаблону.

Зато (это уже из личных впечатлений) на приеме в честь нашего праздника, устроенном посольством Беларуси 2 июля, присутствовали послы ведущих мировых держав и сотни рижан из самых уважаемых слоев общества - все, кого смог вместить недавно открытый "Дом Москвы". Те в Латвии, кто смотрит на мир и своих соседей непредвзято, относятся к нашей стране с должным уважением. Более того, оценивают Беларусь как большую и мощную страну.

...Уже подъезжая к границе, вблизи Даугавпилса, мы слушали в машине радиостанцию на белорусском языке. Но то была латвийская станция! В качестве поздравлений передавались песни на белорусском языке, сочиненные и исполненные местными белорусами. А недавно здесь начали ретранслировать и Белорусское телевидение. Аренду немалых площадей для работы и досуга местной белорусской диаспоры оплачивает городская власть. Белорусы Даугавпилса не только встречаются, поют и танцуют, но издают газеты и книги. В целом - так показалось - чувствуют себя комфортно, не ощущая оторванности от родины.

Хочу пожелать процветания всем гражданам и негражданам Латвии, на каком бы языке они ни говорили!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter