Белорусы выбирают бюджетный отдых за рубежом и проявляют интерес к белорусским санаториям и агроусадьбам
Нынешняя ситуация с валютой изменила планы многих белорусских семей относительно привычных уже Турции, Египта, Греции и даже Крыма… Отдых в республике, похоже, выходит на первый план и становится приоритетным в отпускном сезоне-2011. Сколько сейчас стоят путевки в белорусские санатории и есть ли там свободные места? Каков спрос на услуги белорусской туриндустрии у россиян? Как отреагировали белорусские турфирмы на резко изменившиеся предпочтения населения? Эти и другие вопросы мы обсуждали во время круглого стола с Вадимом КАРМАЗИНЫМ, директором Департамента по туризму Минспорта и туризма, Валерией КЛИЦУНОВОЙ, председателем правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне», Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ, заместителем генерального директора компании «ТЕZ-tour», Натальей СМЫЧЁК, главным специалистом по маркетингу УП «Белпрофсоюзкурорт», и Виктором ПОНОМАРЕВЫМ, заместителем генерального директора ОАО «Белагроздравница».
«Валютный кризис ударил по выездному туризму»
«Р»: Вадим Петрович, как сказался дефицит валюты на въездном и выездном туризме?
В. Кармазин: Конечно, мы рассчитывали на более благоприятный сезон. Предпосылки к этому были: после кризисного 2009 года отрасль приросла на треть, люди снова стали путешествовать. В 2010 году зафиксировали 134 % роста по платным туруслугам и столько же — по экспорту услуг в сравнении с 2009-м.
Статистика пяти месяцев года говорит о том, что за это время нашу границу пересекли 1 млн. 298 тысяч человек, а это на 140 тысяч больше, чем в 2010-м. Турфирмы с начала года приняли 56 000 человек — плюс 15 % к уровню 2010-го. Количество ввезенных денег на территорию страны — около 55 миллионов долларов, рост — 137 %. А ведь впереди еще весь летний сезон. Поэтому можно сказать, что экспорт туруслуг не пострадал, а вот по выездному туризму кризис ударил сильно. Традиционно популярны Турция, Греция, Крым, Хорватия, Черногория, Италия, Литва, Болгария, Испания, но путевки в этом году выросли в цене. Например, крымское направление подорожало на 15 %, поэтому поток туристов сократился.
«Р»: Турфирмы любыми путями стараются остаться на плаву. Были ли нарекания на их работу? Могут ли они самостоятельно устанавливать курс доллара, все ли турагентства имеют право принимать от клиентов валюту?
В. Кармазин: Весной у нас было много жалоб такого плана: почему одна турфирма устанавливает курс пять тысяч за доллар, а другая — восемь тысяч? Согласно законодательству они имеют на это право.
Некоторые турагентства шли на ухищрения, чтобы не потерять прибыль. Например, договор заключили в марте, оговорили стоимость тура в белорусских рублях. Клиент уже оплатил часть услуг, а когда пришло время вносить оставшуюся сумму и вылетать, фирма потребовала пересчета по нынешнему курсу. Это, конечно, незаконно, договор нужно соблюдать. И мы на этом настояли.
Что касается приема оплаты услуг в валюте, то на конец прошлого года из 725 зарегистрированных турагентств только 10 % имели на это лицензию. Сейчас Национальным банком по согласованию с правительством принято решение по либерализации выдачи лицензии на прием иностранной валюты: будет уменьшено количество требований для ее получения.
«Р»: Вадим Петрович, ходят слухи, что некоторые турфирмы собираются прекратить свою деятельность…
В. Кармазин: Пока у нас такой информации нет.
Иностранцы есть, хостелов — нет
«Р»: Основные программы по развитию туротрасли на ближайшие пять лет — это Нарочанский край, Припятское Полесье, Браславский регион. Проекты весьма затратные. Будут ли они корректироваться?
В. Кармазин: Кроме национальной программы, действуют еще семь документов, нацеленных на развитие туризма. Без улучшения материально-технической базы мы не сможем привлекать большее количество иностранных туристов, а ведь сейчас показатель экспорта выходит на первое место — до 2015 года объем экспорта туруслуг должен увеличиться в 3,5 раза. Если на конец 2010 года этот показатель составлял 146 миллионов долларов, то к 2015-му он должен быть 510 миллионов долларов. Учитывая, что наибольший экспорт нам дают санатории, гостиницы и усадьбы, а только потом туроператоры, нужно развивать материально-техническую базу. Речь идет о недорогих гостиницах, хостелах и кемпингах. Ситуация складывается парадоксальная — сейчас в Беларуси только 4 кемпинга. Хостелов, недорогих молодежных гостиниц, нет вообще, в то время как в Германии, например, их около 2000.
«Р»: Вадим Петрович, за минувшие 5 лет экспорт туристических услуг возрос почти в 7 раз, или до 146 млн. долларов. Последние два года туротрасль вышла на положительное сальдо. Но все-таки проблемных моментов достаточно: дорогие гостиницы, визовый режим, высокие цены на услуги авиаперевозчиков и так далее. Все это сдерживает приток туристов в нашу страну.
В. Кармазин: Что касается проблемных моментов, мы определили три основных направления. Первое — разработка нормативно-правового акта, стимулирующего развитие внутреннего и выездного туризма. Например, в 2006 году принят Указ Президента «О поддержке и развитии агроэкотуризма», который сработал на 100 процентов. Количество усадеб возросло с 34 почти до 1500, а число их посетителей выросло в 137 раз.
Второе — визовый режим. Мы проинформировали Совмин о своей позиции: упрощение визового режима позволило бы отрасли прирасти в экспорте туруслуг на 20 %. МИД же пока против, мотивируя свое решение тем, что по визам между странами должна быть взаимность, также встают вопросы безопасности и так далее.
Третья проблема — открытие туристско-информационных центров на территории страны и за рубежом. Республику нужно рекламировать. Что касается цен, то отдых в Беларуси действительно недешевый. Пока еще доступны абсолютно для всех входные билеты в музеи и услуги экскурсоводов, а вот гостиницы, особенно звездочные, в два раза дороже, чем в Европе. Поэтому принятые программы нацелены в том числе и на то, чтобы создать условия отдыха в нашей стране разным по финансовым возможностям группам иностранцев.
Курс для отдыхающих — 8500 рублей за доллар
«Р»: Насколько сократилось по сравнению с прошлым годом число желающих уехать на отдых за рубеж?
А. Базылев: По своему продукту за последние два месяца мы отмечаем сокращение спроса на отметке порядка 20—30 %. В рамках рынка, думаю, показатели приблизительно такие же: по каким-то выездным направлениям больше, по каким-то меньше. Конечно, стоит отметить, что за счет достаточно активного периода раннего бронирования данное падение было во многом снивелировано.
«Р»: Насколько сейчас загружены чартеры?
А. Базылев: На сегодня они загружены на 98 процентов. Если взять, к примеру, Анталью, то существуют планы возможной оптимизации программы (в процентном выражении это порядка 20). Но эта цифра может быть понятна профильной аудитории, в рамках нашего конечного потребителя и туриста каких-то существенных изменений не произойдет.
«Р»: Алексей Владимирович, как изменились цены на путевки и какой курс доллара установили туроператоры?
А. Базылев: Если сравнивать с прошлым сезоном, средняя стоимость путевки в Турцию на одного туриста в долларовом эквиваленте снизилась на 10 %. В настоящий момент курс доллара фиксированный: туроператоры установили его на уровне 8500 рублей. Рассчитаться за турпакет, конечно, можно и в валюте — несколько десятков турагентств, которые с нами работают, имеют лицензию на прием валюты.
«Р»: Как в этом году обстоят дела с ранним бронированием? На каких условиях уехали отдыхать те, кто заключил договоры еще до кризиса?
А. Базылев: Бронировать путевки на нынешний сезон начали еще в конце 2010 года — это на несколько месяцев раньше, чем в прошлые годы. В этом плане мы постепенно приближаемся к странам Западной Европы, где планировать свой отдых на полгода-год вперед — это норма. Количество туристов, забронировавших себе летний отдых, по сравнению с 2010-м выросло на 30 %. Все они остались в выигрыше, потому что оплатили путевки по тому курсу, который был на момент заключения договора. Пересчитывать им стоимость тура по новому курсу, конечно, не имеют права.
Берег тот же, звезд меньше
«Р»: Какие направления сейчас популярны среди белорусов и на чем они готовы сэкономить, чтобы уехать на любимый курорт?
А. Базылев: Самыми популярными и массовыми направлениями были и остаются Турция, Египет, Испания, Греция. Экономия зачастую происходит за счет снижения критериев, туристы пересматривают свои пожелания, выставляемые к отдыху: сокращают длительность тура с десяти дней до семи, отдыхают не в самый «горячий» сезон, в редких случаях выбирают отели меньшей звездности.
«Р»: Пришлось ли вам идти на какие-то радикальные меры, чтобы привлечь клиента, который решил сэкономить на отдыхе? Каковы ваши прогнозы на нынешний сезон: изменится ли рынок туруслуг по его окончании?
А. Базылев: В этом году, как и в прошлом, мы применяли стандартные маркетинговые приемы: акции, скидки, высокоактивные рекламные кампании. Но в нынешнем сезоне это приходится делать чаще и активнее, чем в предыдущих, пересматривать свои подходы, во многом экспериментировать.
Сейчас сложно давать реальные глубокие прогнозы, но думаю, что изменения по количеству и качеству турфирм произойдут. Но на потребителях это вряд ли отразится. Единственное, что в данной ситуации можно порекомендовать нашим туристам — более ответственно подходить к выбору туристических компаний.
«Цены в усадьбах растут постепенно. Чтобы к ним привыкали»
«Р»: Интересно, как отреагировали на нестандартную ситуацию белорусские агроусадьбы? Валерия Анатольевна, скажите, когда в этом году стартовал сезон?
В. Клицунова: В принципе, он продолжается в той или иной мере весь год. А спрос однозначно вырос. Частично он складывается из-за проблем с валютой и визами: в итоге белорусы выбирают отдых в агроусадьбах внутри страны. Это хороший и относительно недорогой вариант. Многие отдыхающие живут в усадьбах и параллельно покупают курсовки в санатории. Почему бы и нет.
«Р»: Сколько сейчас стоит отдых в деревне?
В. Клицунова: Есть усадьбы и за 50 долларов в сутки, но это абсолютный эксклюзив: великолепные дома на берегах озер или рек, трехразовое питание и индивидуальная программа. А средняя усадьба стоит около 25 долларов с человека в сутки с питанием. Но у нас есть деление по категориям, поэтому существует много бюджетных вариантов: можешь приехать в прекрасное место, тебе предложат палатку, здесь же душ, еда, телевизор. Некоторые предлагают ночлег и иногда завтрак. Так что это может быть и 10 долларов. Найти приемлемый вариант можно всегда.
«Р»: Усадьбы начали дорожать. Не так ли?
В. Клицунова: Они не начали дорожать, они начали привязывать стоимость услуг к курсу доллара. Но наши хозяева готовы пойти на сокращение прибыли, лишь бы не потерять клиента. При этом усадьбы не завязаны на долларе, они принимают и рубли. Тут скорее есть психологическая сложность — озвучить цену в рублях. Сами хозяева звонят с вопросом: что делать? Конечно, если это иностранцы, им все равно: в долларах цена не изменилась. А нашему человеку сложно озвучить стоимость в сутки, например, в 250 тысяч рублей. Поэтому цены поднимают постепенно, чтобы к ним привыкали.
Что делать, если идет дождь?
«Р»: Валерия Анатольевна, массовый турист, выбирающий сегодня отдых в деревне, это кто: белорус или россиянин?
В. Клицунова: Практически во всех странах, развивающих сельский туризм, он в первую очередь рассчитан на своих жителей. Есть, правда, исключения, например Италия (там 50 % и больше иностранцев), в Австрии более половины отдыхающих — немцы. У нас 80—90 процентов — белорусы, но мы видим, что и россияне переориентируются на усадьбы. Наши сайты давно и хорошо известны на российском рынке. И туристы из России едут не на день-два, а на неделю-другую.
В. Кармазин: Если озвучить официальную статистику, в белорусских агроусадьбах за прошлый год получили услуги 119 214 туристов. Белорусов из них 91,8 %, далее идут россияне — 7 %. Немцы, украинцы, литовцы и поляки — в равных частях. География также расширяется: в прошлом году граждане из 54 стран отдохнули в наших усадьбах. В 2009-м, для сравнения, — из 46 стран.
«Р»: Мы уже привыкли, что агроусадьба — это озеро, грибы, рыбалка… Что еще готовы предложить хозяева отдыхающим?
В. Клицунова: Мы не Италия. И главная проблема — что делать, если идет дождь. Поэтому, когда приезжают туристы, уже есть четко продуманные программы пребывания. Хозяева стали кооперироваться друг с другом и создавать интересные концепции, «зеленые маршруты». В итоге человек проводит в районе целую неделю, и зарабатывают все, кто связан с этим маршрутом. Кроме того, сейчас пользуются большим спросом у иностранцев праздники по белорусским сценариям, свадьбы. Много проектов, связанных с нематериальным наследием ЮНЕСКО. Мы первая страна, которой ЮНЕСКО выделила грант на составление списка и фиксацию таких праздников, как «Пахаванне стралы», «Юр‘я», «Русалле», «Купалле», «Цары», «Каляды» и так далее. Все они готовы привлечь и удивить туристов.
Отдых в санатории подорожал
«Р»: Наталья Сергеевна, почувствовали ли вы, что этот сезон белорусских санаториев отличается от предыдущего, и в чем это отличие?
Н. Смычёк: Интерес граждан к отдыху в Беларуси резко возрос. Мы быстро перестроились и разработали новую тактику продажи путевок. В этом году реализация летних путевок продолжалась с февраля по апрель. Во время акции ни одна из них не ушла за пределы страны, то есть до 4 мая иностранным гражданам наши путевки вообще не предлагались.
«Р»: Сколько отдыхающих вы планируете принять этим летом?
Н. Смычёк: 24 тысячи человек. Ровно половину этих путевок мы выставили на продажу белорусам. Практика показывает: наши граждане берут путевки среднего уровня, как правило, двухместный стандартный номер. Так вот, за это время востребовано уже более половины предложенных путевок, где-то 6 тысяч. И эта активность довольно высока: в прошлом году за время проведения акции по продаже летних путевок было оплачено только 9 % из выставленных на продажу. В первую очередь всегда уходят путевки на июль. Они продаются в феврале, максимум до середины марта. Затем — на август. Сейчас еще есть места на июнь…
«Р»: В какую сумму обойдется детский и взрослый отдых?
Н. Смычёк: Федерацией профсоюзов Беларуси вложены колоссальные средства в ремонт и модернизацию номерного фонда и территории санаториев, в оснащение лечебной базы современной медицинской аппаратурой. Например, недавно закончен ремонт санатория «Неман-72» под Гродно, и сегодня номера евростандарта продаются там по 75 тысяч за одного человека. Это касается путевок для взрослых и детей с проживанием и питанием. В эконом-классе продаются путевки для детей по 54 тысячи рублей в день. Возьмем санаторий для детей «Свислочь», который с июня работает как пионерский лагерь. Мы принимаем здесь детей в возрасте от 6 лет без родителей. Цена за сутки с питанием и проживанием определена в пределах 35 800 — 37 400 рублей. Что касается отдыха для взрослых… У нас есть эконом-класс во многих санаториях, где можно купить путевку от 60 тысяч рублей за день. Сюда входят питание, проживание и лечение. Номера более высокого уровня, учитывая круглогодичные скидки членам профсоюза ФПБ, можно купить от 100 тысяч рублей в сутки. Сюда входит и лечение, которое формирует как правило, треть от стоимости путевки. Есть номера двухкомнатные, класса люкс и VIP. Цены там значительно выше.
(Окончание читайте ЗДЕСЬ)