Только в суде мама погибшей девушки добилась положенных выплат

Дорога невозврата

Несчастным случаем считается ситуация, когда работник исполнял свои обязанности как в производственном цехе, так и в офисе, за его пределами, в командировке. Только через полтора года после жуткого ДТП суд обязал руководство предприятия по производству текстильной продукции выплатить маме погибшей сотрудницы положенные по закону средства.

— Жить с постоянной болью очень тяжело, — говорит Ирина Киселева. — Встаешь утром, собираешься на работу, идешь в магазин. С тех пор как погибла дочка, прошло полтора года. Я не могу отпустить все произошедшее.

1 августа 2018 года еще утром Лиза смеялась, строила планы, а через пару часов попала в жуткое ДТП. Ей было всего 20 лет. После окончания Могилевского государственного профессионального лицея № 1 молодой специалист устроилась продавцом в фирменный магазин текстильного предприятия в областном центре. Работа нравилась. Иногда были командировки. Как и в тот роковой день.

Жуткая авария произошла в Оршанском районе на трассе М-8. Со стороны Могилева двигался автомобиль Toyota Land Cruiser. В районе 175-го км автодороги грузовая «Газель», в которой ехала Лиза, начала разворачиваться на трассе. В момент, когда грузовик стал перпендикулярно проезжей части, Toyota врезалась в топливный бак «Газели». От удара обе машины загорелись. Лиза с тяжелыми ожогами и 29-летний водитель «Газели» попали в Оршанскую больницу, вторая женщина умерла на месте. Водитель и два пассажира легкового автомобиля не пострадали.

— Авария была такой страшной, что про нее вскоре узнала вся страна, — понижает голос мама Лизы, — я была на работе, новости не читала. Но сердце что-то чувствовало. Целый день не могла дозвониться дочке. Вечером раздался звонок на домашний телефон: Лиза в больнице. Я тут же побежала в приемный покой. Врачи делали что могли, но шансов выжить у нее практически не было...

Лиза на 5-м месяце беременности умерла через 7 дней вместе с нерожденным ребенком.

По факту ДТП стали проводить проверку. В конце августа Ирине Леонидовне позвонили с предприятия, где работала дочка, — согласились выплатить потерпевшим в аварии материальную помощь в размере 30 среднемесячных заработков погибшей. Мама Лизы в то время находилась в декретном отпуске и стала в интернете досконально изучать вопрос о возмещении ущерба. Почитав о похожих трагедиях, Ирина выяснила, что ей положены дополнительные выплаты. Дело в том, что по Тарифному соглашению, заключенному между концерном «Беллегпром», в состав которого входит могилевское предприятие, и Белорусским профессиональным союзом работников легкой промышленности предусмотрено выплачивать семье погибшего на производстве работника, помимо установленного законом возмещения ущерба, единовременную материальную помощь в размере не менее десяти среднегодовых заработков погибшего.

Однако руководство компании выплатило Ирине только единовременную помощь в размере 10 053,90 рубля, что соответствует 30 среднемесячным заработкам Лизы.

— У меня было ощущение, что на судебных заседаниях хотели осквернить и очернить имя дочери. Цинично говорили о том, что у меня другая семья и я не занималась воспитанием дочки, очень долго расспрашивали, кто отец Лизиного ребенка... Как будто это связано с трагедией?! Спасибо за поддержку тем, кто был рядом в трудную минуту. Не знаю, как я вынесла эти ­«допросы». На суд приходили родственники погибших в ДТП, по сути, они находятся в такой же ситуации. Разобраться во всех тонкостях и нюансах дела, выступать в суде с ответным словом мне было очень тяжело, казалось, что доказать свою правоту нереально.

Большую помощь в этом вопросе оказал Белорусский профсоюз работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ». Руководство и специалисты, ознакомившись с материалами по несчастному случаю, пообщавшись с матерью погибшей, заняли принципиальную позицию.

— Представители ответчика на судебном заседании заявили о том, что коллективным договором предприятия предусмотрена выплата только единовременной помощи, ссылаясь на то, что нормы Тарифного соглашения имеют рекомендательный характер, — вводит в курс дела главный правовой инспектор труда профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» по Минску и Минской области Елена Горлач. — Позиция нанимателя лишала пострадавшую семью права на получение выплат. Однако нам удалось доказать: поскольку Тарифное соглашение было заключено между соответствующим профсоюзом и объединением нанимателей, то содержащиеся в нем положения являются обязательными для всех нанимателей данной отрасли, входящей в концерн «Беллегпром».

В конце декабря 2019 года суд Ленинского района города Могилева вынес решение — взыскать с ответчика единовременную материальную помощь Ирине в размере десяти среднегодовых заработков погибшей дочери в сумме 40 569,20 ­рубля.

Мы связались с предприятием, на котором работала Лиза. На просьбу прокомментировать ситуацию на другом конце провода ответили дежурной фразой: «Пишите запрос». «Народная газета» ­будет следить за ходом дела.

— Если ответчик обжалует решение, мы дальше продолжим отстаивать интересы Ирины, — подчеркнула Елена Горлач. — Мы всегда помогаем тем, кто столкнулся с несправедливостью. Думаю, в этом непростом деле точку ставить рано, ведь с аналогичными исками могут выступить еще две пострадавшие семьи.

Ирина Киселева говорит, что ее жизнь после страшной аварии дочери сильно изменилась:

— Иногда хотелось опустить руки. Мол, как есть, так есть: но это неверная позиция. Тем, кто попал в беду, нужно уметь отстаивать свои права.

ДОСЛОВНО

Николай Ковальчук, председатель Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ»:

— Человек должен понимать, что у него есть помощь. Техника безопасности, вопросы заработной платы — это все находится в поле зрения профсоюзов. Важное направление нашей деятельности — оказание юридической помощи. Тематика споров, с которыми приходят к профсоюзным юристам, различна: взыскание зарплаты, расчет при увольнении, расторжение трудового договора, гарантии и компенсации в служебной командировке и так далее.

Профсоюзные юристы за 2019 год провели более 26 тысяч консультаций. Специалисты помогли составить 106 процессуальных документов. Некоторые конфликты удается урегулировать только в суде. Мы помогаем работникам в грамотном составлении документов для подачи в суд, предоставлении и защите в суде прав и законных интересов членов профсоюза, разъяснении по юридическим вопросам, связанным с судебными спорами. В прошлом году наши специалисты участвовали в 25 судебных разбирательствах. По требованию профсоюзных юристов в результате судебных разбирательств работникам вернули незаконно удержанных или невыплаченных более 118 тысяч рублей.

Мы ратуем за то, чтобы в каждой организации, где есть профсоюз, был заключен коллективный договор. Благодаря этому документу можно оспорить незаконное увольнение, получить дополнительные льготы и гарантии, улучшить требования охраны труда.

Технические инспектора труда в прошлом году провели 553 проверки и мониторинга и выявили 2831 нарушение. Выдано 354 предписания и рекомендации.

Особое внимание — расследованию несчастных случаев на производстве. Представители профсоюза приняли участие в расследовании 184 несчастных случаев, из них 138 трагедий произошли на производстве. За безопасность труда отвечать должны все: и наниматели, и работники. Для недопущения трагедий нужны большая ответственность и безукоризненность в выполнении всех норм и правил техники безопасности.

kristinahilko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter