Дорога настоящего и будущего

Накануне своего профессионального праздника железнодорожники рассказали, когда ждать новых современных поездов и куда они повезут пассажиров.


По маршруту Минск — Гродно неделю назад пошел новый шестивагонный дизель-поезд производства польской компании PESA — и это хороший повод поговорить об обновлении подвижного состава. О том, на чем мы ездили, ездим и будем ездить. Шутка ли, нынче едва не каждый пятый моторвагонный поезд в локомотивном депо страны — современного образца. Специалистам Белорусской железной дороги мы задали ряд житейских вопросов о том, как в связи с подобным обновлением изменилась сама белорусская «чыгунка», по каким маршрутам ходят и еще пойдут новые поезда и каковы перспективы дальнейшей трансформации железнодорожного парка.

Как выиграла железная дорога?

Новые поезда от давно привычных многим поколениям пассажиров аналогов отличаются, конечно, как «Жигули» от «Мерседеса». Другие технические решения, другая скорость, уровень обслуживания. Александр Захаревич, начальник пассажирской службы Белорусской железной дороги, замечает: во все времена тремя наиболее важными для пассажиров критериями считались комфорт, время и стоимость. И если раньше люди больше думали, как сэкономить, то нынче — как быстрее добраться из точки А в точку Б. Причем фору в этом современные поезда по ряду ключевых направлений могут дать и маршрутным такси, и личным авто. Динамика развития регионов республики, повышение мобильности населения, переоценка потенциальными клиентами понятия времени и условий нахождения в пути, здоровая конкуренция в общей транспортной системе, модернизация отраслей экономики — все это не могло не сказаться и на стратегии пассажирских перевозок.

Железнодорожники уточняют: современные моторвагонные поезда незаменимы в дневное время. Именно на них пассажиры в первую очередь и покупают билеты.

Машинист Борис Сторожев.

— Скажем, по маршруту Гродно — Минск — Гродно ранее ходил трехвагонный дизель-поезд вместимостью 147 мест. Шестивагонный поезд первым же рейсом перевез 331 пассажира. Спрос ожидаемый. И он, как показывает практика, будет расти, — отмечает Александр Захаревич.

А вот у ночных перевозок философия другая. Пассажиры, которым надо быть по работе в другом городе с самого утра, предпочитают переночевать в поезде, чтобы быть отдохнувшими, а не вставать засветло. Поэтому на ночных маршрутах останутся стандартные поезда локомотивной тяги с плацкартными и купейными вагонами.

Будут ли еще новые поезда и по каким маршрутам они пойдут?

До конца 2020 года Белорусская железная дорога введет в эксплуатацию еще два шестивагонных дизель-поезда для межрегиональных линий бизнес-класса. Курсировать они будут в сообщении Минск — Гродно и Минск — Могилев. Кроме того, в 2020–2021 годах планируется приобрести 10 электропоездов, предназначенных для межрегиональных и международных линий.

— Поступление новых электропоездов позволит оптимизировать маршруты до Гомеля, Бреста, Вильнюса, более детально подойти к организации региональных перевозок, — говорит Александр Захаревич. — Идеальная схема: поезда, которые связывают Минск с областными центрами, должны выходить навстречу друг другу в одно и то же время. Как минимум утром и вечером. Чтобы и жителям столицы, и жителям регионов было удобно выехать утром, например, в командировку и в этот же день вернуться домой. Кроме того, прорабатывается вопрос приобретения семи электропоездов городских линий. Они, в свою очередь, будут задействованы для перевозки пассажиров на существующих маршрутах с реализацией тактового движения, а также —  с 2023 года — между Минском и городом-спутником Дзержинском.


А уйдут ли в прошлое старые добрые «дачные» электрички и дизель-поезда?

В Белорусской железной дороге подчеркивают: придет и их время. Ведь средний срок службы моторвагонного подвижного состава составляет 30 лет. Однако эти электрички и дизель-поезда смогут прослужить еще примерно 10 лет. Несмотря на это, в адрес БелЖД уже поступил ряд соответствующих коммерческих предложений от всевозможных производителей. Они сейчас рассматриваются. Только вот окончательного решения пока не принято.

— Надо понимать, что электропоездами и дизель-поездами сегодня пользуются в основном при поездке на небольшие расстояния, например, на дачу, к месту работы и т.д. Поэтому цена на такие перевозки не может быть слишком высокой. Однако те поезда, которые сегодня предлагают нам закупить, — достаточно дорогие, — комментирует Александр Захаревич.

Отдельное внимание — одновагонным дизель-поездам производства польской компании PESA. Так называемым рельсовым автобусам. Таких по маршрутам белорусской «чыгункi» нынче курсирует шесть. Задействованы они, как правило, на участках с небольшим пассажиропотоком: Кричев — Орша, Калинковичи — Словечно, Калинковичи — Хойники, и считаются достаточно экономичным видом транспорта.

— Мы их временно не приобретаем, хотя на малодеятельных участках они оптимальны. Потребность в обслуживании ряда маршрутов — особенно в Витебской области — именно такими поездами есть. Поэтому к их закупке планируем вернуться. Но на данный момент наша задача все же в другом: мы должны ориентироваться на массовый пассажиропоток и приобретать поезда в первую очередь для этих целей, — резюмирует Александр Захаревич.


А какие поезда поедут в Национальный аэропорт Минск?

Для сообщения с аэропортом, рассказывают в Белорусской железной дороге, планируется приобретение нового электрифицированного подвижного состава, по своим характеристикам схожего с поездами городских линий, однако в которых пассажирские салоны будут более комфортными и с большим количеством багажных мест.

— Предварительная схема обслуживания уже разработана, — добавляет Александр Захаревич. — Всего потребуется три состава, которые будут работать с интервалом в час ориентировочно с 5:00 до 24:00.

deu@sb.by

УНП 100088574

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter