Дорога начинается с первого шага

Первая в мире железная дорога Стоктон—Дарлингтон, построенная в 1825 году в Англии, была длиной всего в 21 километр. А ветка между Чарльстоном и Огесто, появившаяся в Америке в 1830 году, имела протяженность 64 километра...

Первая в мире железная дорога Стоктон—Дарлингтон, построенная в 1825 году в Англии, была длиной всего в 21 километр. А ветка между Чарльстоном и Огесто, появившаяся в Америке в 1830 году, имела протяженность 64 километра. Через три года во Франции первый железный путь пролег на расстояние всего 58 километров. Тем не  менее ввод в эксплуатацию каждого из этих «кусочков» официально считается днем рождения стальных магистралей в названных странах. 

Железные дороги России ведут свою родословную с участка Царское Село – Санкт-Петербург, расстояние между которыми 23 километра. Движение по нему было торжественно открыто 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. Через четверть века закончилось строительство Петербургско-Варшавской железной дороги, один из участков которой (Поречье – Гродно) протяженностью 64 километра прошел по территории нынешней Беларуси. Движение поездов по нему началось 15 декабря (27 по новому стилю) 1862 года. Этот день можно считать началом развития сети железных дорог на белорусской земле. 

Но если ни в одной из вышеназванных стран никто и никогда не ставил под сомнение дату рождения своих стальных магистралей, то у нас это произошло. Причем аж через 109 лет после того, как на самом деле случилось такое событие. Можно, конечно, объяснить это тем, что в XIX веке и почти весь ХХ территория, на которой мы сейчас живем, входила сначала в состав Российской империи, а затем — Советского Союза. Но, с другой стороны, невольно возникает вопрос: почему же в 1970 году на заседании бюро ЦК Компартии БССР (протокол № 121 от 26 июня 1970 года) вдруг было решено установить дату рождения именно Белорусской железной дороги? Причем не ту, о которой здесь уже упоминалось, а 16 ноября (по старому стилю) 1871 года. Спрашивается, откуда взялась эта дата? Что произошло в тот знаменательный день? 

Да, действительно, тогда речь шла о неординарном событии – началось движение поездов на одном из участков новой Московско-Брестской дороги. А точнее, от Бреста до Смоленска. Но ведь к тому времени на территории нашей республики уже было проложено более 300 километров железнодорожных путей! Кроме уже названного участка Гродно – Поречье, успешно функционировали линии Бигосово – Полоцк (с 28 мая 1866 года), Полоцк – Витебск (с 5 октября 1866 года), Витебск – Заольша (с 1868 г.). Да и, наконец, сама станция Брест была введена в эксплуатацию в 1869 году. И обслуживали это большое хозяйство несколько тысяч железнодорожников. Тем не менее было велено официально отметить 100-летие Белорусской железной дороги именно 29 ноября 1971 года, а в дальнейшем, исходя из этого, и все последующие юбилейные даты. Что и делается до сих пор. 

Нам кажется, что эту историческую неточность пора устранить. И сделать это должны специалисты. А конкретно — ученые Института истории Национальной академии наук на основе существующих архивных документов. Результатом их работы могло бы стать не только установление истины, но и создание фундаментального научного труда об истории железнодорожного транспорта Беларуси. Например, в виде очередного тома серии историко-документальных книг «Память». 

Самый подходящий повод для того, чтобы исправить неточность, это очередная круглая дата в истории нашей стальной магистрали. Ей 27 декабря 2012 года исполнится 150 лет! Кому-то может показаться, что говорить об этом еще слишком рано. Но для научно-исследовательской работы и издания книги требуется время, стало быть, приступать к делу нужно уже сейчас. А успешное его завершение будет весомым вкладом в сокращение числа белых пятен в истории нашей страны и достойным подарком более чем стотысячному коллективу белорусских железнодорожников к юбилею стальной магистрали. 

Виктор МАСАЛЬСКИЙ, Валерий ПЕРЗАШКЕВИЧ, члены президиума Совета ветеранов Белорусской железной дороги, почетные железнодорожники

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter