Первая в мире железная дорога Стоктон—Дарлингтон, построенная в 1825 году в Англии, была длиной всего в
Железные дороги России ведут свою родословную с участка Царское Село – Санкт-Петербург, расстояние между которыми
Но если ни в одной из вышеназванных стран никто и никогда не ставил под сомнение дату рождения своих стальных магистралей, то у нас это произошло. Причем аж через 109 лет после того, как на самом деле случилось такое событие. Можно, конечно, объяснить это тем, что в XIX веке и почти весь ХХ территория, на которой мы сейчас живем, входила сначала в состав Российской империи, а затем — Советского Союза. Но, с другой стороны, невольно возникает вопрос: почему же в 1970 году на заседании бюро ЦК Компартии БССР (протокол № 121 от 26 июня 1970 года) вдруг было решено установить дату рождения именно Белорусской железной дороги? Причем не ту, о которой здесь уже упоминалось, а 16 ноября (по старому стилю) 1871 года. Спрашивается, откуда взялась эта дата? Что произошло в тот знаменательный день?
Да, действительно, тогда речь шла о неординарном событии – началось движение поездов на одном из участков новой Московско-Брестской дороги. А точнее, от Бреста до Смоленска. Но ведь к тому времени на территории нашей республики уже было проложено более
Нам кажется, что эту историческую неточность пора устранить. И сделать это должны специалисты. А конкретно — ученые Института истории Национальной академии наук на основе существующих архивных документов. Результатом их работы могло бы стать не только установление истины, но и создание фундаментального научного труда об истории железнодорожного транспорта Беларуси. Например, в виде очередного тома серии историко-документальных книг «Память».
Самый подходящий повод для того, чтобы исправить неточность, это очередная круглая дата в истории нашей стальной магистрали. Ей 27 декабря 2012 года исполнится 150 лет! Кому-то может показаться, что говорить об этом еще слишком рано. Но для научно-исследовательской работы и издания книги требуется время, стало быть, приступать к делу нужно уже сейчас. А успешное его завершение будет весомым вкладом в сокращение числа белых пятен в истории нашей страны и достойным подарком более чем стотысячному коллективу белорусских железнодорожников к юбилею стальной магистрали.
Виктор МАСАЛЬСКИЙ, Валерий ПЕРЗАШКЕВИЧ, члены президиума Совета ветеранов Белорусской железной дороги, почетные железнодорожники