Дорога ли елка к празднику?

Незаконно вырубленная ель может обойтись в двести раз дороже приобретенной на елочном базаре

Незаконно вырубленная ель может обойтись в двести раз дороже приобретенной на елочном базаре

Начинается традиционный ажиотаж вокруг новогодних елей. Чтобы удовлетворить спрос на зеленые деревца, в лесхозах республики началась их активная заготовка и поставка на специализированные базары. В секреты этого лесного “конвейера” и охраны елочек от браконьеров корреспондента “НГ” посвятили работники Узденского лесхоза.

Всякий раз накануне Нового года “елочное” богатство не дает покоя нечистым на руку людям, которые не прочь прогуляться по лесу с топором. Поэтому во всех лесных угодьях страны, в том числе и в Узденском районе с 21 декабря установлены стационарные посты, укомплектованные сотрудниками Госавтоинспекции и работниками лесного хозяйства. Они имеют право остановить автомобиль, провести его досмотр, потребовать документы на елку, если таковая обнаружится в машине.
Кроме того, лесные угодья постоянно патрулируются мобильной рейдовой бригадой. С одной из них мы и прокатились по лесным дорогам. Экипаж “Нивы” — мастер, ведущий инженер по охране леса и водитель. Эти три человека вполне способны справиться с “елочным” браконьером, что они и доказали на деле.
На тропинке в Узденском лесничестве заметили человека с топором и разлапистой елью на плече. Опытный водитель рейдовой бригады, виртуозно ведя автомобиль среди рытвин и сугробов, “подкрался” к потенциальному браконьеру. Тот сделал попытку скрыться в чаще леса, но поздно — двери “Нивы” распахнулись, и оттуда выскочили представители лесной охраны. Недолгая погоня — и беглец, который до последнего момента не желал расстаться ни с елкой, ни с топором, задержан.
— Пока что нарушителей природоохранного законодательства немного, этот — первый за сезон, — говорит главный лесничий Узденского лесхоза Николай Рожков. — Обычно они активизируются ближе к праздникам. Хотя с каждым годом их становится все меньше. Нужно отдать должное профилактической работе: в людных местах вывешены объявления о последствиях браконьерства.
Надо сказать, доводы в этих “боевых листках” приведены весьма весомые, но, похоже, не на всех действуют. Вот и задержанный “первенец” был явно обескуражен. Уныло глядя на незаконно срубленную елочку, он растерянно слушал вердикт представителей лесной охраны. Составили протокол об административном правонарушении. Это значит, что браконьеру светит штраф от 700 тысяч до 1 миллиона 750 тысяч рублей — конкретную сумму определит суд. Кроме того, задержанному придется возместить ущерб, причиненный лесному хозяйству. Впору схватиться за голову. Особенно если знать, что в Узде, до которой рукой подать, на елочном базаре лесхоза такая же елочка стоит 7460 рублей.
— Бытует мнение, что на елочные базары поставляются второсортные, отбракованные елочки. Это — чистой воды миф, — заявил Николай Рожков.
В достоверности его слов можно было убедиться, как говорится, не отходя от кассы. Прежде чем срубить деревце, лесник осматривает его со всех сторон, оценивает.
— Я же обычный человек, поэтому никогда не срублю то деревце, которое сам с радостью не поставил бы рядом с праздничным столом, — сказал один из заготовителей.
В последние 10—12 лет в системе Министерства лесного хозяйства Беларуси стали активно создавать плантации новогодних елей. Саженцы из элитных семян там высаживаются по специальной технологии — в шахматном порядке и подальше друг от друга, чтобы деревцам хватало света. Уход за подобными елями — тоже особый. Два раза в год производится “прополка” елочек, уничтожаются заглушающие их рост сорняки. Примерно через 7—8 лет роста пушистые густые ели попадают на новогодние базары.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter