Дорога как она есть

Минус 100: слово министру

В рубрике, уже ставшей традиционной, министр внутренних дел Владимир НАУМОВ оценивает ход выполнения программы «Минус 100» в марте, а также делится горькими выводами, печальными наблюдениями и любопытным предложением.


О статистике


— Ситуация, прямо скажу, тяжелая. Погодные условия марта, когда неожиданно вернулась зима, привели к увеличению числа тяжелых ДТП. За три месяца этого года количество погибших на дорогах достигло 325 человек. Это всего на 3 человека меньше, чем за тот же отрезок времени в 2007 году. Раненых меньше на 54 человека. Треть смертельных аварий приходится на Минскую область, наименьшее число погибших — в Могилевской. Если говорить о характере ДТП, то самая частая причина гибели на дорогах — это наезды на пешеходов: 148 человек расстались с жизнью в результате таких аварий, а всего был 701 наезд за три месяца, почти половина всех происшествий. Один из ваших читателей верно написал, что фликеры — не панацея, а только одна из мер безопасности и она ни в коем случае не позволяет пешеходам игнорировать правила дорожного движения. К сожалению, эта мысль приходит не каждому... Следующая по массовости причина тяжелых ДТП — лобовые столкновения, чаще всего при обгонах. 127 раз за три месяца водители забывали правило «Не уверен — не обгоняй» и врезались во встречный транспорт, при этом 57 человек погибли. Замыкает тройку наиболее распространенных причин гибели наезд на препятствие — 44 погибших в 142 случаях ударов в столбы и деревья...


Об уроках


— Конечно, один из основных мартовских уроков — инцидент на трассе Минск — Микашевичи. Его последствия: в отношении одних сотрудников милиции возбуждено уголовное дело, другие понесли дисциплинарную ответственность, разработан план мероприятий по недопущению подобных ситуаций, доработаны инструкции по действиям сотрудников ГАИ в чрезвычайных обстоятельствах. Еще один печальный итог — очень показательный пример общественного интереса к дорожной безопасности. Вспышка возмущения была направлена исключительно против отдельных работников ГАИ. Тех, кто говорил о первопричине происшествия — скоростном заезде пьяного лихача, оказалось немного. Поговорили, покричали — и стихли... Жаль, что это возмущение не переродилось во всеобщее движение против дорожных хулиганов. Если бы с той же энергией водители осуждали пьяниц в своих рядах, то нужды в чрезвычайных мерах было бы меньше... Кстати, недавний случай в Ивацевичском районе, когда сотрудники милиции вынуждены были стрелять по колесам машины, которой управлял нетрезвый водитель, не вызвал большого общественного резонанса, хотя нарушитель уже в пятый раз садился за руль пьяным. Я хочу, чтобы водители осознали: мы все ездим по одним и тем же дорогам, потому и вопрос порядка на них — наше общее дело. Да, сотрудники ГАИ 2 марта перешли черту здравого смысла, но ответом общества на этот факт должно было бы стать дельное участие в обсуждении ситуации, а не огульная негативная реакция...


О злорадстве и чванстве


— Еще одно неприятное открытие, с которым пришлось столкнуться в марте, — это откровенное злорадство некоторых чиновников по поводу ЧП на Слуцком шоссе. Я назначил расследование, много размышлял над произошедшим. Потом обратил внимание, что промашке ГАИ больше всех радуются те начальники, которые сильно скучают по различным дорожным индульгенциям: специальным талонам, особым номерным знакам, удостоверениям и прочему... Человек, занявший высокое кресло, порой проявляет такую настойчивость в получении «привилегированной» серии номерного знака, что создается впечатление, будто он стремился к этой должности исключительно ради букв MI на служебном автомобиле. Я помню, как министр внутренних дел Геннадий Жабицкий отказывался от «Чайки», предпочитая передвигаться на «Волге», — специально для того, чтобы его машина не выделялась среди других, а сейчас идет обратный процесс: отдельные чиновники прикладывают все усилия для того, чтобы выделиться машиной среди сограждан. Уже дошло до того, что даже для поездки на рядовой семинар за город кое-кому требуют сопровождения с мигалками и сиреной... Скромнее надо быть. Пользуясь случаем, скажу, что похожими проявлениями руководящей спеси грешат и некоторые гости нашей страны. У нас не Москва, больших пробок нет, всюду можно добраться без того, чтобы перекрывать движение... А тут весь город стоит, потому что некий чиновник из «интеграционных структур» изволил следовать в аэропорт. От такой фанаберии, я думаю, надо избавляться... Мы не допустили у себя в стране массового применения начальниками разных уровней персональных мигалок и спецсигналов, с которыми борются сейчас в России, надо пресекать и другие попытки дорожного неравноправия.


О рекламе


— В марте ваша газета подняла давно назревшую тему засилья рекламы вдоль городских улиц, и я разделяю эту тревогу: обилие указателей на столбах, не имеющих отношения к полезной дорожной информации, реклама разных клубов и банков действительно отвлекает участников движения. В некоторых странах законодательство запрещает устанавливать вдоль дорог рекламные щиты, рассеивающие водительское внимание и препятствующие восприятию необходимой информации, а у нас на проспекте Независимости дорожные знаки просто теряются среди рекламных указателей... Так что я поддерживаю инициативу газеты по наведению порядка в этом вопросе.


Об откликах


— Я внимательно ознакомился с многочисленными письмами читателей «СБ», откликнувшихся на призыв делиться мнениями о проблемах дорожной безопасности. Есть весьма толковые предложения, которые будем пытаться реализовать. Вместе с тем эти письма натолкнули на следующую идею: почему бы не наладить постоянную связь общественности и милиции? Например, в форме регулярных встреч сотрудников ГАИ и водителей, где можно обсуждать самые смелые предложения и немедленно приступать к их воплощению. Мы готовы к любым формам взаимодействия с гражданами, поэтому я поручил начальнику ГАИ Александру Менделеву обсудить с редакцией самой массовой газеты страны формат таких встреч. Надеюсь, о результате ваших переговоров можно будет прочесть в ближайшее время...


От редакции


Оценив неравнодушие наших читателей к теме дорожной безопасности, мы действительно обсуждали с руководством ГАИ формы постоянного диалога с водительской общественностью. Пришли к выводу, что этот разговор обязательно должен быть живым, с участием всех категорий участников дорожного движения. Уже в апреле будет опубликовано совместное предложение ГАИ и редакции «СБ» о первой такой встрече. Авторов писем о дорожной безопасности, а также всех, кто желает принять участие в диалоге, просим звонить по телефону 287–17–42.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter