Беларусь переживает дорожный бум

Дорога как бренд

Недавняя критическая реплика о дороге Минск — Микашевичи («Ямы на дороге. Финансовые», 6 июля) не отменяет данное ранее обещание («Минск — Гродно. Проедем с комфортом», 21 июня) подробнее рассказать о магистрали М–6 и развитии дорожной сети в целом. За локальными огрехами, которые выявил госконтроль, будем видеть то, что впечатляет и поражает.


В стране фактически бум: Беларусь целенаправленно строит современные дороги. Своими силами. Интенсивнее всех соседей. Вскоре не только областные центры, но и другие города страны будут связаны между собой четырехполосными магистралями 1–й категории. При этом экономическую ситуацию, что у нас, что в Европе, не назвать идеальной. Так в годы Великой депрессии строила дороги Америка. По ним же она и вышла — выехала! — из кризиса.

...Почему М–6 будет иметь асфальтовое покрытие, не бетонное? Тендер на строительство был международным: 7 претендентов на первом участке и 14 на втором. Дело в том, что проект реконструкции с асфальтобетонным покрытием был готов несколько лет назад. Его переделку конкуренты могли расценить как лоббирование своих. Но победили все равно наши.

Сегодня путешествие из Минска в Гродно или обратно длится дольше, чем хотелось бы. Зато за окном увидишь немало интересного. Четырехполосная дорога со стороны столицы заканчивается возле поворота на Вильнюс, в Гродненской области — возле Щучина. Между этими пунктами ехать приходится фактически зигзагом. Через каждые несколько сотен метров — ограничение скорости и объезд. 42 объезда!

Они нужны для укладки водоотводных труб большого диаметра: магистраль проходит в гидрогеологически сложной местности. Но даже эти временные съезды устроены безупречно, с идеальным покрытием и разметкой. Безопасность превыше всего. Впечатляет и культура строительства: обкошенные обочины, извинения за неудобства, аккуратные городки дорожников, украшенные фирменными логотипами и флагами.

Руководитель холдинга «Белавтодор» Юрий Масюк подтверждает наблюдение. Результат, дескать, в решающей степени зависит от условий, в которых люди работают. Отсюда и комфортные городки с набором бытовых удобств, и выработка фирменного стиля в экипировке, окраске техники. На всех участках М–6, кстати, единовременно заняты более тысячи работников разных специальностей и около полутысячи единиц техники. Это говорит, помимо прочего, о технической оснащенности процесса.

Юрий Масюк признается, что наблюдает и за работой польских коллег, которые реконструируют дорогу Варшава — Белосток. Не без гордости замечает: «Мы закончим быстрее и работаем чуть эстетичнее». Логика проста: если хочешь реализовывать крупные проекты, нужно заботиться об имидже и культуре производства. За этим, между прочим, наблюдают представители международных финансовых институтов, которые выделяют средства на строительство белорусских дорог. Наблюдают и сравнивают с работой турецких, российских, европейских коллег.

Кстати, госпредприятие «Белгипродор» недавно выиграло тендер на проектирование транзитной магистрали «Центр — Запад» в Казахстане в консорциуме с местной компанией. Только не нужно думать, что в Казахстане сами не умеют проектировать и строить. Напротив! Довелось промчаться несколько сотен километров по изумительному шестиполосному (!) бетонному автобану от Астаны к Петропавловску: таких дорог нет даже у нас. Суперсовременные магистрали Казахстан строит для развития своей огромной территории и с расчетом на соединение с китайской сетью, на участие в проекте нового Шелкового пути. Как и мы. Присутствие белорусских специалистов на этом перспективном рынке да еще в качестве победителей тендера — несомненный успех.

«Белгипродор» проектировал и М–6: работы были закончены в 2013 году. Если учесть, что реконструкция завершится в 2018–м, можно сделать вывод о продолжительности цикла: от проектирования до ввода магистрали такой протяженности и качества проходит около или чуть более пяти лет. Дороги 1–й категории у нас проектирует только «Белгипродор». Поэтому у главного инженера предприятия Петра Невмержицкого логично спросить: что дальше?

В разной стадии проектирования находятся сразу несколько магистралей: М–10 (Гомель — Брест), М–7 (от Минска до границы с Литвой), М–8 (участок от Витебска до Орши), Р–122 (соединит Витебский проспект Могилева с дорогой М–8). Нет сомнений, что все будут построены в намеченный срок или раньше — как М–4, М–5, МКАД–2.

На вопрос о судьбе местных дорог мне ответил министр Анатолий Сивак: «В сентябре этому будет посвящен специальный семинар. Планы обозначены, источники финансирования проработаны. Поставленную Президентом задачу — за 3 года привести местные дороги в надлежащее состояние — мы выполним». Значит, к этой теме мы еще не раз с удовольствием вернемся.

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter