Поход в музей с ребенком. Как его заинтересовать прекрасным?

Дорога к музею

Любовь к книгам, походы в театр, на концерт... Модель отношения ко всему этому закладывается в семье. То же и с искусством. Научишься понимать его в детстве — это останется навсегда, убежден Никита Монич, один из самых востребованных экскурсоводов в стране. Окончил факультет международных отношений БГУ и с тех пор уже 7 лет служит в Национальном художественном музее. Почему? Отвечает коротко: потому что интересно! Мы встретились на одном из занятий авторского курса «Дети в музее», где Никита в прямом смысле ломает стереотипы о музейных экскурсиях.



— Сегодня мы поговорим про животных: реально существующих и фантастических, сказочных... — пробуждает он интерес юной аудитории буквально с первых же фраз. И увлекает группу за собой в зал восточного искусства. К скульптуре слона. Индия, XXI век, дерево, интарсия... Но прежде чем узнать, чем же эта работа заинтересовала музей, мы слушаем шутливые и мудрые притчи, историю про бога Ганешу — с телом человека и головой слона. Лишь потом — про традиционное индийское искусство.

Никита признается: чаще работает со взрослыми, но детская аудитория — любимая. На детей не надавишь авторитетом — нужно быть интересным. А здесь во многом все зависит от опыта, который уже есть у ребенка. Со своим двухлетним сыном, например, Никита пока побывал лишь на одной выставке — про «коников».

— Думаю, в таком раннем возрасте есть более прямые пути знакомства с искусством. Например, через руки, через «попробовать». Сегодня, кстати, появляется все больше детских изостудий, мастерских, где прививают азы эмоционального восприятия искусства. У родителей есть на это запрос. В нашем музее, кстати, тоже уже много лет работает студия «Тюбик» и педагогический сектор ведет детские программы.



Проект «Дети в музее» тоже родился из родительской инициативы. После одной из экскурсий к Никите подошла мама и спросила, не смог бы он рассказывать про искусство ее сыну в рамках какого-то курса. Вместе придумали, как это реализовать: разбили занятия на 9 встреч (по одной в месяц). Заодно решили создать и небольшую группу. А набрали 130 мальчишек и девчонок 9 — 15 лет. Оказалось, это нужно!

— Но ведь сами по себе походы в музей не учат любить искусство?

— Можно научить своим примером. Или интересными историями, которые бы увязали личный опыт ребенка с каким-то произведением. Ну, например, смотрю я на картину: какой-то мужик из другой эпохи, непонятно одетый, стоит с виолончелью... И что? Никакой связи с ним у меня нет. А это портрет Виельгорского кисти Брюллова. Как связать его с нашей жизнью? Есть различные методические приемы. Я, допустим, рассказываю, что портрет — это почти как селфи. А потом мы размышляем: зачем люди себя фиксируют, почему мы смотрим на изображения персон, которые давно умерли, что нам этими полотнами хотели сказать художники... И оказывается, что в те времена очень многое было важно, как и сейчас: личные чувства, порывы, эмоции, страсти. Начинаем связывать фрагменты реальности той с нашей. Словно в мультсериале про путешествия во времени, где каждый ребенок может почувствовать себя главным героем. Вообще, если мы говорим о детях, то лучший проводник в мире искусства — родитель. И это не тот случай, когда мама приводит ребенка в музей, просто чтобы оставить его тут на время, а сама сбегает в магазин...

— А если родители не разбираются в искусстве?

— Пока они не начнут этим интересоваться, ребенка тоже не заставить. Ведь практика ходить в музей, обсуждать дома полученные эмоции — это модель, которая приходит из семьи. Ребенок копирует поведение родителей. Считаете, что эта часть жизни важна для вашей семьи? Учитесь. Хотите, чтобы ваши дети были образованнее, культурнее, гуманистичнее, чем вы, — сделайте усилие. С чего начать? Википедия, книги, фильмы... Ютуб забит видеоматериалами. Например, есть серия лекций Паолы Волковой «Мост над бездной», просветительский проект «Арзамас»...

К слову, по оценкам Никиты, сегодня время от времени в музей приходят всего процента 3 минчан. А годовая посещаемость — около 180 тысяч человек. Причем значительная часть — туристы и люди, которые приходят постоянно.

Елена Сенкевич, ведущий научный сотрудник На­ци­о­нального художественного музея — человек, которого Никита считает главным учителем в своей жизни, приводит интересный пример. Мол, сама полюбила оперу благодаря своей маме, у которой не было голоса, но она знала наизусть все партии. Семья в то время жила в Жодино и не имела возможности часто куда-то выезжать. Так вот, выгуливая вместе с мамой по вечерам собаку, девочка слушала классические арии, и это сработало. А с чего началось искусство у Никиты?



— Есть несколько знаковых воспоминаний. Одно из них — поездка в старших классах со школьным театром на фестиваль во Франции. Во время прогулки по Реймсу я увидел в апсиде кафедрального собора красивейший витраж работы Шагала. Второе мощное впечатление — «Любовь земная и небесная» Тициана, с которой я познакомился в Риме на вилле Боргезе. Это было невероятное откровение. Третье — «Тонущая собака» Гойи в музее Прадо в Мадриде... Что в них было удивительного? Я не думал. В этом и фишка настоящего искусства: когда ты на него смотришь, тебе не нужно думать, только чувствовать... А вообще, воспитание чувств — пожалуй, самое важное в жизни человека.

Правила похода в музей с детьми от Никиты Монича:

• При знакомстве с экспозицией обращайте внимание на то, что знакомо ребенку, например на анималистический жанр, сказочный, изображение детей и т.д.

•  Рассказывайте истории, используя картину как иллюстрацию в книге. Превращайте музейное пространство в инструмент вашей игры с ребенком. Придумывайте задания вроде «давай найдем, кто спрятался на этой картине» (многофигурной композиции).

•  Покажите, что вам самим в музее интересно. Если это не так, то и идти в него нет смысла.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter