Дорога и дороговизна

Как и когда продлится Логойское шоссе
Как и когда продлится Логойское шоссе

Какая дорога в нашей стране самая красивая? Спросите у десятка водителей. Уверен, что 9 из 10 ответят то же, что отвечали мне: участок магистрали Минск — Витебск в районе Логойска. Эти места издавна зовут белорусской Швейцарией. Здесь дорога не только живописно обтекает поселки и лесные массивы, но и резко ныряет в глубокие лощины.

Красиво. Но плохо для скоростной магистрали.

Логойское шоссе заканчивается, по определению, у въезда в райцентр. Перед крутым спуском двухполосная магистраль обрывается. Здесь эстетический всплеск — ах, красота! — но и качественный сбой. Отсюда дорога прибавляет в живописности (холмы только начинаются), но резко теряет в функциональности. Ясно, что когда–то этот «порог» (и порок!) предстоит убрать.

«Предпроектные изыскания на участке Минск — Логойск начались в 1984 году, проект реконструкции был готов в 1987–м, — рассказывает главный инженер проекта, ныне главный специалист РУП «Белгипродор» Ольгерд Томашевич. — Работы начались в 1988 — 1989–х годах, а в 1991–м участок был сдан».

Это было еще в советское время, и речь шла об одном из главных туристических маршрутов Союза: Минск — комплекс «Хатынь». Один вариант — проложить дорогу в обход Логойска по насыпи — разрабатывал «Белгипродор». Второй — предложил уже несуществующий институт «Белремдорпроект»: обходной участок должен был пройти по эстакаде. Выбор предстояло сделать научно–техническому совету Миндорстроя. Но грянул распад Союза, дорожно–строительное министерство было упразднено. Оба проекта были надолго забыты.

Насыпь или эстакада — какая разница?

Альтернативный проект предложил Армен Сардаров, тогда руководитель мастерской, а сегодня доктор архитектуры, декан архитектурного факультета БНТУ. Напомню, кстати, что 23 февраля в статье «Дорога и Лестница» «СБ» представила сборник А.Сардарова «Золотые пояса Беларуси». Этот яркий фотоальбом — гимн нашим дорогам и нашим ландшафтам.

Словом, на факультете вернулись к давнему замыслу, без официального заказа. Логика такова. Огромная насыпь (имеющая 110–метровую ширину в основании и 22–метровую высоту) разрежет, нарушит гармонию долины. Не только эстетическую и экологическую, но и культурно–историческую, которую хранят окрестности древнего славянского города. Эстакада предлагается для сохранения уникального ландшафта «белорусской Швейцарии». Кроме того, возникшие здесь горнолыжные комплексы с их современными технологиями как бы предполагают и в дорожном строительстве применить передовые новации.

Все самые важные для государства дороги сегодня проектируются в «Белгипродоре». Продумывая продление магистрали, дорожники тоже рассмотрели оба прежних варианта: эстакада обойдется почти вчетверо дороже! «Альтернатива определяется деньгами. Как бы мы ни хотели, есть понятие окупаемости инвестиций», — говорит директор предприятия, доктор–инженер, член–корреспондент Белорусской инженерной академии Алексей Федоров.

Немало стоит и эксплуатация мостовых сооружений, ремонт швов и опор. Проблема не только в этом. Приоритетное внимание дорожников занимает магистраль Минск — Могилев. Именно ее в ближайшие 10 лет на всем протяжении нужно довести до параметров 1–й категории: два раздельных полотна, не менее двух полос в каждом. Витебское направление пока не относится к приоритетным.

«Дорога 1–й категории лишь немного продлится за Логойск. Вероятно, до 41–го километра, — продолжает А.Федоров. — Хотя желательно довести ее до Хатыни».

На дороге Минск — Витебск еще есть, оказывается, участки 3–й категории, которые нужно реконструировать хотя бы до 2–й. Сколько стоят наши «золотые пояса»? В ценах на 1 января 2006 года километр европейского качества стоит 8,5 млрд. рублей!

Появление эстакад во всем мире определяет не столько эстетика, сколько неизбежность: глубокое ущелье, водоем. Здесь таковых нет. Словом, красота потребует жертв, которые мы пока не можем себе позволить.

Насыпь такой же высоты (ровно 22 метра), кстати, сооружена на 29–м километре того же Логойского шоссе. Она, по убеждению дорожников, не кажется инородной и прекрасно вписывается в ландшафт. Так же будет и в районе Логойска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter