Дорога для жизни

Целесообразность строительства Полесской железной дороги будет просчитана в течение полугода. Об этом сообщил Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ.

Эффективнее осваивать природные ресурсы Припятского Полесья поможет новая железнодорожная ветка

Целесообразность строительства Полесской железной дороги будет просчитана в течение полугода. Об этом сообщил Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ.

— Несколько раз подступался к этому вопросу. Десять лет назад сумма порядка 100 миллионов долларов для строительства звучала страшно. А сегодня это подъемные деньги для страны, — отметил Президент.

Обоснование инвестирования строительства нового пути и варианты маршрута будущей трассы по территории Лельчицкого, Ельского и Мозырского районов уже начали разрабатывать специалисты Белорусской железной дороги. Учеными и экономистами в ближайшее время будут проанализированы геологические и технические параметры проектирования линии, а также картографический материал и прогнозные показатели по потенциальным грузопотокам. По данным Комитета экономики Гомельского облисполкома, только на эти мероприятия понадобится порядка 4 миллиардов рублей.

Но инвестиции быстро принесут отдачу. Уже сейчас солидные доходы дает карьер «Крестьянская нива», который расположен рядом с поселком Глушковичи Лельчицкого района. Здесь с 1975 года действует щебеночный завод — филиал предприятия «Гомельоблдорстрой». Около 350 миллионов кубометров твердых пород составляют запасы карьера. По расчетам геологов, сырья достаточно для работы предприятия приблизительно на 400 лет.

Месторождение гранита в Глушковичах уникально тем, что его разработка ведется дешевым открытым способом. Гранит здесь снимают уступами — 10-метровыми слоями, и дорога ко дну карьера вьется огромным серпантином. К тому же это самый твердый гранит в Европе, сертифицированный как марка М-1400. Это значит, что его запас прочности 1400 килограммов на квадратный сантиметр. К слову, у микашевичского гранита показатель на 200 килограммов меньше, а у зарубежных образцов — на все 500! Поэтому добываемый камень дорогой, и добыча его весьма рентабельна.

Одно довольно существенное неудобство для населения и производственников — отдаленность железной дороги. Из Глушковичского месторождения мощные автомашины доставляют продукцию более чем за сотню километров к ближайшей железнодорожной станции в райцентр Житковичи. Затраты на перевозку ежегодно составляют десятки миллиардов рублей.

Целесообразность строительства Полесской железной дороги рассматривалась и просчитывалась еще в 1990-м, затем в 2008-м и 2009 годах, но проект вновь ложился «под сукно». Этой темой на протяжении ряда лет занимался и доктор технических наук, профессор Белорусского государственного университета транспорта Виктор Негрей. По его мнению, железнодорожная ветка Глушковичи – Лельчицы — станция Михалки в Мозырском районе протяженностью 126 километров — это тот «становой хребет», который вытянет на себе весь регион. Ученый уверен, что пора менять приоритеты в отношении новой трассы, ведь дорога даст и огромный косвенный эффект. Она загрузит 400 километров уже существующих путей сообщения, послужит толчком для отечественных и иностранных инвестиций в индустриальное развитие Полесья.

Уже разработан инвестпроект строительства нового завода мощностью 4 миллиона кубических метров щебня в год. Производство планируется разместить на отдельной площадке, не останавливая действующее предприятие.

В работе сегодня и проект по монтажу новой линии дробления. В соответствии с инвестиционным договором возведением объекта занимается иранская компания, объем инвестиций составляет 10 миллионов евро. Проектная мощность производства — миллион кубических метров товарного щебня в год. В Глушковичах также планируется возобновить добычу облицовочного камня на карьере «Надежда», которая была приостановлена в 1995 году, а сам карьер затоплен. Именно отсюда родом серые с белыми разводами гранитные плиты, которые использованы для оформления станций минской подземки и отделки храма Христа Спасителя в Москве.

В Беларуси сейчас гранитный облицовочный камень, а также брусчатка не производятся, а закупаются за валюту, хотя раньше отправляли ее на экспорт с тех же Глушковичей. Специалисты изучили европейский опыт строительства таких заводов, уже выбрано оборудование, проведен тендер по его закупке, подготовлена проектно-сметная документация.

По данным Национальной академии наук, в недрах юго-западного региона Гомельщины значительные запасы естественного стратегического сырья. Около 250 миллионов тонн составляют залежи бурых углей в Лельчицком месторождении, порядка 100 миллионов тонн — в Житковичском и Бриневском. А это почти готовое топливо для жилищно-коммунального хозяйства и нужд местной промышленности, отличная основа для получения удобрений и биостимуляторов роста растений.

Специалистами РУП «Белгеология» подготовлено экономическое обоснование для нового завода по выпуску кальцинированной соды в Мозыре. Сырьевой базой станет месторождение в Ельском районе близ Кустовницкого соляного купола. Как считают эксперты, запасов сырой соли хватит на несколько десятков, а то и сотен лет, ведь, по предварительной оценке, природного материала здесь свыше 300 миллионов тонн.

Более 100 миллионов тонн насчитывают запасы торфа в Ельском и Лельчицком районах. Богат этот край и на строительный песок, глинистые породы, горючие сланцы. Строительство железной дороги позволит приступить к их промышленному освоению.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter