Дорога для жизни

ГАЛИНА СИНЯК и Вячеслав МАРКОВСКИЙ из Крупок всегда долгожданные гости в деревнях родного района. А все потому, что супруги — это экипаж автолавки Крупского райпо. Муж и жена, водитель и продавец. Уже более пяти лет шесть дней в неделю они ранним утром отправляются в рейс, а возвращаются домой уже затемно.

Корреспонденты «БН» проехались с автолавкой по Крупскому району.

ГАЛИНА СИНЯК и Вячеслав МАРКОВСКИЙ из Крупок всегда долгожданные гости в деревнях родного района. А все потому, что супруги — это экипаж автолавки Крупского райпо. Муж и жена, водитель и продавец. Уже более пяти лет шесть дней в неделю они ранним утром отправляются в рейс, а возвращаются домой уже затемно.

Машину Галины и Вячеслава мы догнали зимним утром в Крупках, где автолавка перед дорогой забирала свежий хлеб и молоко — самые востребованные в отдаленных деревнях продукты.

— Обычно выезжаем часов в семь утра. Но иногда задерживаемся, чтобы взять свежее молоко, которое могут подвезти чуть позже, — говорит Галина, усаживаясь рядом с мужем в кабину.

И понесла дорога по маршруту, который не повторяет вчерашний и не пересечется с завтрашним: по понедельникам в одну сторону района, по вторникам — в другую, так что каждый день в «магазине» Галины новые посетители.

— Сегодня у нас 10 населенных пунктов, в некоторых останавливаемся в двух, а то и в трех местах, чтобы пожилым людям не пришлось далеко нести сумки. Заезжаем даже ради одного-двух жителей, как, например, сегодня — поедем в Малый Каменец. Завтра же у нас на пути 16 деревень, — говорит Вячеслав.

— Мне нравится такая разъездная работа. Романтика! Едешь и знаешь, что везде тебя ждут, везде тебе рады. Иногда и чашку чая нальют, а то и блинов принесут. Одиноким старикам и поговорить-то не с кем, угостить некого, вот и тянутся ко мне, а я только рада. Да и в дороге такая красота, — оглядываясь по сторонам, рассуждает Галина.

Красота красотой, но зима — дело нешуточное: мороз, гололед — того и гляди, что при большом минусе машина встанет или увязнет в сугробе.

— Люди сами обзванивают сельсоветы и требуют расчистить дорогу — знают, что иначе машина не пройдет, — говорит Галина. — А в дороге, конечно, всякое может случиться. Но у нас машина новая — всего около двух лет на ней ездим, так что пока проблем нет.

Первая на нашем пути деревня Волковыск — с виду и не скажешь, что здесь мало жителей и нет магазина. Автолавка просигналила, лихо проехала по центральной улице и припарковалась на обочине. Только вышли из кабины, а на горизонте уже люди.

— Галя, наша золотая, приехала, — приветствует практически каждый новый покупатель. — Что ты нам сегодня привезла?

— Молоко у меня сегодня дешевое, — радует покупателей женщина.

Дорогие молочные продукты в этой автолавке чуть ли не главная проблема. Затаривают ее то клецкой, то борисовской продукцией, цены на которую отличаются порой почти в два раза.

— Ну зачем этим бабушкам молоко 3,6 процента жирности? Им бы и 2,5 хватило. Люди знают, что бывает более дешевое молоко и требуют, чтобы именно такое им привозили, — рассказывает Галина.

В этой автолавке продают обычно борисовское молоко 3,6 процента жирности по 4690 рублей. Иногда привозят клецкое — 3,2 процента по 3940. А ведь бывает и 2,5 процента жирности, оно еще дешевле. А старикам с их пенсией зачем такое «жирное» молоко? Та же картина с творогом: борисовский 10-процентный по 5180, а такая же пачка 9-процентного клецкого — 2600.

Со сметаной и вовсе неразбериха: 25-процентная борисовская стоит 8740, а такой же стаканчик 25-процентной клецкой — всего 4810 рублей.

В Крупском райпо ситуацию пояснили следующим образом:

— Борисов ближе, соответственно поставки от этого завода чаще. А они перешли на молоко 3,6 и 2 процента жирности. Но двухпроцентное нам поставляют крайне редко, говорят, не хватает на регион. Приходится брать 3,6, — рассказала главный товаровед Ольга Батюта.

Пытается Галина для своих покупателей удешевить не только молочную продукцию.

— «Раздели» хлеб — стал стоить на 200—300 рублей дешевле, и пенсионеры тут же начали брать только такой, — говорит продавец о хлебе без целлофановой упаковки.

— Довольны мы нашей Галей и ее лавкой: у нее всегда все свежее. К тому же всегда вовремя приезжают, — нахваливали магазин на колесах в следующей деревне Лисичино.

Правда, ассортимент автолавки сократился с приходом больших морозов. В такую погоду многие продукты просто не довезешь: напитки замерзают, стеклянные бутылки лопаются.

— Перестала брать сыры — после заморозки они невкусные. Да и колбаса становится не та: водянистая и вкус другой.  А хлеб на морозе затвердевает. Не продаю сейчас и яйца — лопаются. Сметану «грею» в холодильниках, в которых летом возим мороженое, — делится опытом Галина.

А вот и Малый Каменец, где живут только пожилые супруги Носковы. Но и к ним дорогу расчистили, чтобы прошла автолавка, которая здесь почти праздник: можно не только продуктов купить, но и с людьми пообщаться.

— Муж мой уже не ходит, одна справляюсь кое-как. А Галя мне как дочка — всегда поможет, подскажет, да и сумки к дому поднесет, — говорит Мария Носкова. — Спасибо, что не забывают.

Тем временем согретый теплыми словами экипаж снова садится в машину и едет дальше — как вчера, как неделю назад и как завтра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter