Что с белорусскими дорогами и как поддерживают их состояние

Дорог пока больше, чем денег...

Дороги — это артерии жизни. Хорошие дороги — еще и имидж нашей страны, одно из ее отличий от государств постсоветского пространства. Поддерживать их в надлежащем состоянии, особенно в нашем климате с его резкими температурными перепадами, — задача и трудная, и дорогостоящая, но она как раз из тех, которые с повестки дня не снимаются и находятся на постоянном контроле Главы государства. Вот и на недавнем совещании об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в стране Александр Лукашенко еще раз потребовал от должностных лиц оперативно решать возникающие здесь проблемы. Корреспонденты «СГ» посмотрели, как организована эта работа и на больших трассах, и на сельских гравийках, и проверили, как выполняется поручение Президента.



МИНЩИНА

Протяженность популярной трассы М-1/Е 30 Брест — Минск—граница РФ по Беларуси 610 километров, местами ее покрытие заметно пострадало от температурных аномалий. Особенно на подъезде к Борисовскому району, говорят водители. 

Алексей эту магистраль знает хорошо, уже несколько лет гоняет фуры из Минска в Россию. Говорит, что трасса хорошая, только уж сильно портят ее климатические условия:

— Никто не виноват, что у нас такая переменчивая зима: один день сильный мороз, потом плюс держится, либо вообще дождь пойдет, после которого заморозки ударяют. О какой тогда дороге можно говорить, здесь любое покрытие не выдержит. Вот даже если взять следующую неделю, там снова минус десять обещают — оттого и крошится все. Дорожные службы стараются, здесь ничего сказать не могу. Пару недель назад ехал, ямы были, теперь все залатали. Но насколько этого хватит? 

На трассе пока местами установлены временные дорожные знаки «Неровная дорога», которые предупреждают о начале опасного участка и выполнении соответствующих работ на дороге. Но ямочный ремонт зимой — хоть и вынужденная, но временная мера. И к тому же недешевая, отмечают в республиканском унитарном предприятии автомобильных дорог «Минскавтодор-Центр». Квадратный метр ямочного ремонта стоит дороже, чем метр нового покрытия. А летом на месте «заплаток» из-за жары появится колея, покрытие снова нужно будет ремонтировать.



Житель Борисовского района Владимир — водитель с 30-летним стажем. В столицу ездит только по выходным, чтобы навестить детей, и для своего маршрута выбирает именно М-1. 

— Из Борисова можно выехать и по Р-53, так даже меньше по километражу получается. Но там сейчас расширяют дорогу, мне проще объехать, — уточнил мужчина. — Знаю, некоторые жалуются, что и здесь, мол, подвеску можно разбить. Я таким комментаторам не доверяю. Сколько езжу — все хорошо. Да, неровности, ямы встречаются, но зачем ты тогда гонишь, если заранее знаешь, что впереди дорога испортилась? 



Владимир объяснил, что многие водители ездят по принципу «больше газу — меньше ям», но это не для него:

— Зачем мчать по разбитому асфальту? Снизил немного скорость и объехал дорожные дефекты — здесь уже выбор каждого. Вообще, я в свое время покатался по стране и скажу, что дороги, которые были раньше, уже не те — качество заметно улучшилось. А зимние или летние нюансы покрытия — дело поправимое. 

Начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович рассказал, что состояние дорог зависит только от выделяемых средств на их ремонт:

— Самая дешевая технология ремонта — не самая долговечная. Можно срезать верхний слой и переложить его — одна цена, а можно провести реконструкцию, разобрать все дорожное полотно: верхний и нижний слой, основание. Тогда выровняется дорога и будет больше держать нагрузку, но это уже другие деньги.



Сейчас ремонтные работы не ведутся — не позволяет погода. Дмитрий Демидович уточнил, что это прописывают нормативные документы:

— Мы исходим из минимальной среднесуточной температуры воздуха. Например, чтобы производить работы по укладке асфальтобетона осенью, она должна быть плюс пять градусов, в весенний период плюс десять, иначе полотно еще остается промерзшим. Если не соблюдать предписания, тогда получим брак, и заплаченные водителями деньги просто будут выброшены на ветер. 



РУП «Минскавтодор-Центр» обслуживает 3,5 тысячи дорог, из них 900 километров — это дороги первой категории. В прошлом году по Минской области текущий ремонт осуществлен на 116,3 километра. А на дороги нынешнего года уже выделено 22 миллиона рублей, рассказал Дмитрий Демидович:

— Из них 16 миллионов уйдет, чтобы восстановить разметку на всей дорожной сети и выполнить мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, которые разработаны в ГАИ. Это установка ограждения, освещение пешеходных переходов. Примерно 2 миллиона потратим на удовлетворение поступавших просьб граждан. На ремонт покрытия останется, грубо говоря, 4 миллиона. Этого хватит, чтобы переложить не больше 10—12 километров асфальта. А если Совет Министров пойдет навстречу нашему министерству, на Минскую область предполагается выделить дополнительные средства еще на 150 километров. 

lukashik@sb.by

МОГИЛЕВЩИНА

Критичные – в план работы, остальные – в листе ожидания

В Могилевской области в структуре всех обращений вопросы качества дорог в топе: жители жалуются на ремонт и содержание не только уличного покрытия, но и полотна в мелких населенных пунктах. Понятно, что одномоментно «закатать в асфальт» все не получится — на это требуются колоссальные денежные ресурсы. Но текущее, хотя бы сносное состояние дорожно-строительные управления на местах поддерживать обязаны. 



Деревня Проточное Быховского района расположена на берегу Чигиринского водохранилища. Место красивое, очень популярное у отдыхающих. Огород Николая Корнеенко подходит почти к самой воде:

— Виды открываются потрясающие! Для возрождения села расположение нашего населенного пункта самое удачное, а вот с дорогой по деревне беда. Считайте сами: идет груженный песком МАЗ — в кузове 20 тонн, и сама машина весит около 12. А покрытие песчано-гравийное. Понятно, что дорога разбивается. Или едут лесовозы, еще большие по тоннажу... Весной бездорожье: легковые машины садятся, не вытащить. Летом и того хуже — пыль столбом. Конечно, очень хотелось асфальта, чтобы не видеть этих ям и пыли. Да, в сравнении с 80-ми годами ситуация гораздо лучше — раньше только болото и было. Потом сделали насыпную дорогу, по графику ее подсыпают. Но асфальт для нас — спасение.


Населенному пункту повезло: участок дороги от деревень Дунаек и Проточное стоит в плане ремонта. В прошлом году местное ДРСУ № 196 заасфальтировало шесть километров, в этом — должны еще более двух километров. Из них 1200 метров будет проложено по самой деревне. Поэтому местные жители уже в новом сезоне смогут выдохнуть. 

К слову, проезды в населенных пунктах с гравийным и грунтовым покрытием в регионе в общей сложности составляют 1500 километров. Это значит, что на этих участках без должного внимания со стороны дорожников, а тем более в период большой воды, — картина не самая приглядная. Еще в прошлом году она наблюдалась по улице Березовской в деревне Усполье Мстиславского района. Ямы, колеи… После дождей грунтовую дорогу размывало. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после того, как сельчане обратились в Комитет государственного контроля Могилевской области. Недочеты — а нужно было подсыпать критические места, выровнять подъезд и саму улицу — коммунальные службы устранили. Сейчас дорога выглядит куда лучше.



За большую часть дорог в агрогородках, деревнях и подъездах к ним в области отвечает КУП «Могилевоблдорстрой». На его балансе более 10,5 тысячи километров дорог. Из них около 4 тысяч — асфальтобетонные, примерно по 3 тысячи — гравийные и грунтовые. В вопросах содержания, текущего и капремонта организация руководствуется подпрограммой «местные автомобильные дороги» Программы «Дороги Беларуси» на 2021—2025 годы. Исходя из ее положений при формировании перечней объектов реновации учитываются фактическое технико-эксплуатационное состояние дорог, интенсивность движения, обеспечение транспортных связей районных центров между собой, подъездов от них к агрогородкам, от центров сельсоветов к усадьбам сельхозорганизаций, от агрогородков к сельским населенным пунктам. 

Это значит, что, при всем желании жителей, устранить недочеты здесь и сразу не всегда финансово возможно. Да, со своей стороны ДРСУ, которые владеют ситуацией у себя в районе, направляют ходатайства о рассмотрении включения проблемных участков в программу асфальтирования на предстоящий год. Наиболее критичные дороги в него попадают, остальные — в листе ожидания. В среднем на каждый район в план реновации ежегодно включается плюс-минус 10 километров. Исходя из этого, в 2023 году по всей области текущему ремонту подлежит около 248 километров. 

В ТЕМУ

Всего в Могилевской области в 2023 году на строительство дорог предусмотрено около 180 миллионов рублей. Планируется отремонтировать 166 километров. В четвертом квартале начнутся работы по строительству четырехполосной магистрали от Могилева до Черикова. Продолжается реконструкция мостов через Сож в Черикове и Березину в Бобруйске. В планах — проектные работы по ремонту еще шести мостов: в Могилеве, Бобруйске и Чаусах.

bizyk@sb.by

ГОМЕЛЬЩИНА

«Холодным» асфальтом по зимней ямочности

Гомельская область — это 10 тысяч километров местных автодорог и более 4 тысяч километров улиц сельских населенных пунктов. Кровеносная система региона нуждается в ежедневном обслуживании. Сотрудники «Гомельоблдорстроя» в минувшем году трудились сразу на 176 объектах местной сети. Тринадцать дорожно-ремонтно-строительных и два дорожно-эксплуатационных управления образуют надежную многоуровневую структуру, позволяющую решать задачи по содержанию и ремонту дорог не только качественно, но и оперативно.



Вектор на сближение

Еще не во всех районах транспортная связь высокого качества, а потому сделать даже самые отдаленные и небольшие уголки региона ближе друг к другу — одна из первоочередных задач дорожников. На 2023 год «Гомельоблдорстроем» запланирован ремонт автодороги Тереховка — Прокоповка — граница Украины, которая связывает Гомельский и Добрушский районы. Аналогичные работы сблизят также Речицкий и Буда-Кошелевский, Светлогорский и Жлобинский районы. Некоторые запланированные на этот год проекты и вовсе успели завершить еще до 1 января. Директор ДРСУ-153 Петр Назарчук делится планами:

— В декабре закончили капитальный ремонт на дорожной артерии Буйновичи — Остражанка, которая связывает Лельчицкий и Мозырский районы, а также обеспечивает выезд на паром в Петриковском. Участок протяженностью три с половиной километра оставался единственным гравийным на всей дороге. Изначально планировался лишь текущий ремонт, но решили уложить и асфальтобетон. Стоимость работ — 2170 тысяч рублей. Много планов и на текущий год. В частности, продолжаем строительство 12 километров лесохозяйственной дороги в Лельчицком районе. В августе — сентябре намерены завершить этот большой объект. Надлежащее обслуживание дорожной сети Лельчицкого района ежедневно обеспечивают 113 работников ДРСУ-153 и около 60 единиц техники. Сейчас время ямочного ремонта. В день проходим по 35—40 квадратных метров.



Что нам стоит мост построить?

Важной и достаточно дорогостоящей частью работ по развитию транспортного сообщения продолжает оставаться ремонт мостов и путепроводов. В минувшем году торжественно открыт после масштабной реконструкции самый протяженный путепровод Гомеля — Сельмашевский. За девять месяцев фактически отстроили заново 559 метров одной из ключевых транспортных артерий города. Одновременно здесь трудились до 115 человек и около 30 единиц техники. На ввод затрачено 14 миллионов рублей, выделенных из бюджета. Существенно разгрузит транспортную сеть и путепровод в Светлогорске, который в эти дни ремонтируют ускоренными темпами. В управлении капитального строительства Светлогорского района заверяют, что объект будет завершен уже в мае. Пока опережают график.



Зима ремонту не помеха

Работы идут не только по заранее намеченному плану. Поступающие от жителей районов вопросы, касающиеся ремонта, регулярно пополняют список задач дорожников. Вносит коррективы и погода. Регулярные скачки температуры наносят вред асфальтобетонному покрытию, а длительное отсутствие снега обнажило проблемные участки, вынуждая ремонтные бригады приступить к устранению критической ямочности раньше весны. Зимний ремонт в регионе производят точечно, с применением специального «холодного» асфальтобетона, который уже 13 лет выпускают на предприятии в Ветке. Технология использования складируемой органоминеральной смеси разработана в Канаде, но успела хорошо зарекомендовать себя на белорусских дорогах. С наступлением весны приступят к более масштабному ямочному ремонту уже с применением горячего асфальтобетона.

boyarchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter