Допинг в виде ГМО

В ПРОШЛОМ году в западных СМИ появилась информация, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Французские исследователи втайне проводили опыты над крысами. В одной из лабораторий они кормили их генномодифицированной кукурузой, обработанной и необработанной гербицидом. В результате у самки развивалась гигантская опухоль молочной железы. При этом в обоих случаях наблюдались ужасные последствия.

Под трансгенными культурами занято более 10 процентов пашни планеты. А угрожают ли они нам?

В ПРОШЛОМ году в западных СМИ появилась информация, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Французские исследователи втайне проводили опыты над крысами. В одной из лабораторий они кормили их генномодифицированной кукурузой, обработанной и необработанной гербицидом. В результате у самки развивалась гигантская опухоль молочной железы. При этом в обоих случаях наблюдались ужасные последствия.

ОДИН из авторов эксперимента полагал, что обычно исследования проводятся в течение нескольких месяцев, поэтому серьезные последствия, в том числе и смерть тех крыс от опухоли, наступают позже. А раз так, то традиционные тесты продолжительностью 90—100 дней неэффективны. Другие считают, что такого срока достаточно для анализа результатов и некоторых выводов о воздействии генномодифицированных продуктов на здоровье. Появились высказывания и о том, что продукты с трансгенными добавками провоцируют аллергические реакции.

Впрочем, эта проблема не нова. Споры между экологами, аграриями и политиками по использованию ГМО продолжаются уже не один год. Одни настаивают на увеличении сроков исследований, другие доказывают безвредность этой сельскохозяйственной продукции. Ну а истина, как бывает в таких случаях, посередине. В результате Евросоюзу пришлось принять компромиссное решение, которое, судя по всему, устраивает противников и сторонников ГМО. Еврокомиссия разрешила использовать генномодифицированную продукцию. Но при этом каждая страна вправе запретить ее применение.

В таком случае каждый действует исходя из собственных интересов. Так, совсем недавно начат процесс легализации ГМО в Украине. Украинская зерновая ассоциация и несколько других крупных аграрных предприятий страны просят сделать законным использование генетически модифицированных семян. Это вызвало неоднозначную реакцию участников рынка. В то же время Китай недавно отказался от партии кукурузы США, содержавшей неодобренные ГМО-штаммы.

— По данным Международной службы по приобретению и использованию агробиотехнологий, с 1996-го по 2011 год площади под трансгенными культурами увеличились с 1,7 миллиона до 160 миллионов гектаров и составляют уже более 10 процентов всех пахотных земель планеты, — комментирует данные кандидат биологических наук, заведующая лабораторией детекции ГМО Института генетики и цитологии НАН Беларуси Майя Холмецкая. — Если в США, например, тогда было занято около 69 миллионов гектаров — больше всего, то в Германии, Польше, Чили и еще примерно в десяти странах мира — по 0,1 миллиона в каждой — меньше всего.

 — Впервые наука всерьез заговорила о ГМО в 1996 году, — включается в разговор ее коллега, руководитель группы ГЕНОМ, кандидат биологических наук Елена Макеева, — когда был получен первый реальный результат эксперимента — томат, способный храниться больше обычного по сравнению с аналогами. Проводимая работа в первую очередь была направлена на практическое использование результата

Но если судить о нем исходя из позиции, опасна такая продукция или нет, то собеседница полагает, что безопасна, и приводит свой аргумент.

— Дело в том, что живой организм, особенно человеческий, — это очень защищенная система. И все, что в него попадает, под воздействием ферментов подвергается мощной обработке. Поэтому нужно съесть тонны такой продукции, чтобы подвергнуть организм нежелательному воздействию.

ВПРОЧЕМ, законодательство республики не запрещает использования пищевого сырья и продуктов питания, произведенных из ГМО. Но в соответствии с законами «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и «О защите прав потребителя» покупатель вправе не только знать состав продуктов, но и содержание в них ГМО или их компонентов. При этом у нас установлена беспороговая система допустимых уровней ГМО-компонентов. То есть при наличии их в продукции даже самого минимального количества нужно обязательно поставить в известность потребителя, а если они отсутствуют, то по усмотрению производителя. Но во избежание ненужных вопросов некоторые из них по собственной инициативе на этикетках своей продукции указывают: не содержит ГМО.

При этом в республике узаконена тотальная проверка на ГМО всех продуктов, содержащих сою и кукурузу. Это контролируют 18 лабораторий — Госстандарта, Министерства здравоохранения, НАН Беларуси и Минсельхозпрода. Так, по данным лаборатории Института генетики и цитологии НАН Беларуси, в 2006 году, когда было проверено 312 партий сои и кукурузы, наличие ГМО было установлено только у 6 проб сои, в следующем — из 17780 партий — у 15 проб сои и одной — кукурузы. И наличие генетически модифицированных организмов тоже не превышало установленной нормы, в то время как количество проведенных испытаний ежегодно составляло около трех тысяч.

Аналогичные исследования проводит и «Белгосветцентр». В связи с наращиванием в мире продукции, содержащей ГМО, Минсельхозпрод в 2011 году внес дополнения в ветеринарно-санитарные правила по обеспечению безопасности кормов, кормовых добавок и сырья для производства комбикормов. Но основным требованием для них по-прежнему является обеспечение безопасности животных, в том числе и относительно генетически модифицированных ингредиентов.

— Содержание ГМО свыше 0,9 процента каждого из компонентов допускается в кормах с содержанием сои и кукурузы, — комментирует ситуацию начальник отдела ГУ «Белгосветцентр» Алексей Русинович. — При этом обязательным условием является декларирование производителем наличия их в сертификате качества или удостоверении качества и безопасности. Но, как показывают результаты лабораторных испытаний на ГМО в кормах и их составляющих, такие проверки необходимо проводить и дальше.

За 2012 год, например, «Белгосветцентр» проверил более 850 проб, из них у 720 образцов фуража, содержащего сою и кукурузу, выявлены ГМО в разрешенных к применению объемах. В остальных их наличие не установлено. Нынче такой лабораторный контроль прошли уже более 700 партий. 

В ЕВРОПЕ на Испанию и Португалию приходится большее количество производства продукции с ГМО. В основном это кукуруза и картофель. В то же время Франция и Италия ввели запрет на использование ГМО. Но процесс этот уже не удержать. По мнению аналитиков, в ближайшие 10—20 лет около 80 процентов из 29 основных сельхозкультур, к которым относятся соя, кукуруза, рапс, хлопчатник, томаты, картофель, рис, сахарная свекла, лен, турнепс, кабачки и некоторые другие, будут высеваться генномодифицированными семенами, так как их культивация приносит существенную экономическую выгоду. Большинство из них уже допущены к использованию. При этом в разных странах по отношению к такой продукции используются различные нормативные требования по содержанию ГМО. Так, в России и странах ЕС тоже можно не маркировать ГМ-продукты, где содержание ГМО не превышает более 0,9 процента. В то же время в Японии, где довольно щепетильно относятся к качеству продуктов питания и очень развита наука, порог такой маркировки выше.

У нас генномодифицированные растения создаются в Институте генетики и цитологии НАН, Центральном ботаническом саду, Институте биофизики и клеточной инженерии, а также Научно-практическом центре по картофелеводству и плодоовощеводству Национальной академии наук. При этом больше всего трансгенных сортов картофеля. В настоящее время одной из главных задач является его сохранность. Наших селекционеров уже не удивить синим, фиолетовым и красным картофелем. Такой второй хлеб в Самохваловичах получили 7—8 лет назад. По мнению руководителя Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Сергея Дромашко, некоторые сорта трансгенного картофеля уже практически готовы к высвобождению в окружающую среду.

Аналогичные работы проводятся со льном-долгунцом. Кстати, по мнению ученого, ГМО не так страшны, как полагают некоторые.

МОЖЕТ ли современная наука и экономика вообще обойтись без трансгенов? Некоторые полагают, что без внедрения ГМО человечество просто не сможет себя прокормить. С каждым годом количество сельскохозяйственных площадей сокращается, и к 2050 году для использования останутся доступными только 13 соток на человека при потребности 20.

Четыре года назад в продажу поступила генномодифицированная роза с цветами синего цвета. Но как бы далеко в этом плане ни пошла наука, какие бы она ни преподносила сюрпризы, каждый из нас все-таки хотел бы употреблять экологически чистые продукты, без всяких добавок и ГМО, даже несмотря на то, что они, возможно, безвредны. Свой окончательный вердикт по этому поводу со временем вынесет сама природа. Ведь она всегда очень болезненно реагирует на вмешательство человека в ее жизнедеятельность.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter