Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» ставит перед зрителем неудобные вопросы

Донская повесть

На следующий день после того, как новая работа Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» стартовала в минском прокате, пришла волнующая новость: фильм, посвященный событиям 1962 года в Новочеркасске, решено выдвинуть от России на «Оскар». «Уж сколько их упало в эту бездну!» — пронеслась крамольная мысль в голове. Никому с 1995 года не удалось повторить успех брата Андрея Сергеевича Никиты Михалкова и заполучить заветную статуэтку.

vokrug.tv
Впрочем, картина уже получила специальный приз жюри 77-го Венецианского кинофестиваля. Может, и с «Оскаром» повезет? По крайней мере международная репутация у режиссера есть, в Голливуде он не чужой, снял несколько успешных картин. Возможно, замолвит за него словечко перед академиками Ширли Маклейн.

Главную роль в ленте исполнила супруга режиссера, выпускница Белорусской государственной академии искусств Юлия Высоцкая. И это одна из ее лучших работ за последнее время. Как и одна из лучших работ Кончаловского. Целостное сочетание документальной правдивости, внимания к деталям, художественной правды, тонкой образности и поэтичности мы уже видели в его «Истории Аси Клячиной» или «Белых ночах почтальона Алексея Тряпицына». Но в «Дорогих товарищах!» есть еще и переклички с великим романом Михаила Шолохова «Тихий Дон», и тихая интонация мудрости, никого не осуждающая, не выносящая приговор. А просто воспроизводящая события с беспристрастностью архивного документа. Черно-белое изображение добавляет ленте строгости и величия. Удивительные актеры второго плана существуют достоверно и убедительно. Быт простого народа и заседание партийных работников показаны без нажима и пафоса, без заигрывания со зрителем. Безусловно, это кино для вдумчивого зрителя, а его в наших кинозалах теперь, увы, меньшинство.

Событиям в Новочеркасске был посвящен сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове», но даже после него вряд ли можно было бы сказать, что новочеркасская история исчерпана и закрыта. В этой драме Кончаловский видит какое-то узловое противоречие, какую-то точку бифуркации, повернувшую советскую историю совсем в другую сторону. Не случись той трагедии, может быть, и других удалось бы избежать?

В «Дорогих товарищах!» Андрей Сергеевич достиг подлинного совершенства стиля, лаконичности и изящества. Просто не верится, что такую воздушную и предельно эмоциональную картину снял 83-летний мастер. Фильм для меня рифмуется с «Идой» Павла Павликовского, тоже посвященной событиям ХХ века, только из польской истории.

«На Дону Бога нет…» — произносит, вздыхая, отец главной героини, старый казак. На этом контрасте мы видим, что иногда Бог живет на съемочной площадке.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter