Наступающая осень — традиционно тревожное время для Донбасса

Донбасская осень

Наступающая осень — традиционно тревожное время для Донбасса. Военные спешат закрепить за собой отвоеванные плацдармы, а политики, в свою очередь, стараются отвести боевую технику от греха подальше — прочь от линии соприкосновения. За прошедшее время — а, кстати говоря, 5 сентября исполняется ровно четыре года, как был подписан Минский протокол о прекращении огня на территории Донецкой и Луганской областей Украины — стало ясно, что победителей в этой войне не будет. С осени 2014 года, после заключения первых Минских соглашений, интенсивность боевых действий снизилась, и остается в таком «тихом» режиме до сих пор. Зато не прекращаются блокбастеры в самом Донецке, где убийства лидеров и самых известных полевых командиров уже поставлены, кажется, на поток. 31 августа в результате взрыва в ресторане «Сепар» в центре Донецка был убит глава ДНР Александр Захарченко. При освещении этого события СМИ отстаивают свою трафаретную точку зрения, где в зависимости от позиции герои и злодеи меняются местами...

фото рейтер

Дело здесь, однако, не в героях и злодеях. И какие бы панегирики не звучали сегодня в адрес Захарченко со стороны симпатизирующей ему прессы, так же как проклятия с противоположного бока, его смерть ничего не решает и ничего не меняет.

В политике не стоит вопрос о том, кто прав, кто виноват, кто «ватник», кто «бандеровец», — о чем сломали столько копий спорщики в интернете. Основные понятия здесь — это интересы, возможности, последствия, сферы влияния, формирование общественного мнения. В Европе уже 70 лет действуют две главные группы интересов, условно назовем их Запад и Россия. Конфликт в Украине отражает большую политическую игру и геополитическое столкновение этих двух групп интересов.

На данный момент зафиксировано некое статус–кво, когда прозападная ориентация киевских элит сильно ограничена наличием внутриукраинского конфликта. Как минимум, наличие у государства спорных территорий мешает ему вступить в НАТО...

России, в свою очередь, невыгодно открыто вмешиваться в борьбу центральной власти Украины и ополченцев на Донбассе. Путин публично называл Донбасс украинской территорией.

Вот на этом фоне Верховная рада осенью 2017–го приняла закон «О создании условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который продлевает еще на год особый статус Донбасса. Этот документ является ключевым для политического урегулирования на востоке Украины.

Этой осенью в Донбассе предстоит еще одно знаковое событие — выборы на пост главы провозглашенной Донецкой Народной Республики (ДНР). Они должны состояться 18 ноября. Захарченко был одним из самых сильных кандидатов от приверженцев идеи «русской весны». Но, похоже, скорее надо готовиться к «донбасской осени»... Легитимное проведение выборов и, возможно, референдума в ДНР — один из залогов переговорного процесса в минском формате.

Да, собственно, у мирового сообщества сейчас и нет иного плана, кроме обнародованной ранее программы германского президента Штайнмайера, которая предусматривает «безальтернативность» Минских соглашений.

Так что какие бы крутые боевики ни происходили на улицах Донецка, а политический процесс идет своим чередом. Захарченко пополнил длинный список таких деятелей, как Моторола, Гиви, Мозговой, Болотов, Беднов, Драмов, Цыпкалов, ушедших с донбасской сцены при аналогичных обстоятельствах. Пуля в спину, снаряд, заложенная взрывчатка... Закономерность или случайность, но один за другим уходят как раз те, кто мечтал об окончательной и безоговорочной военной победе.

romanova@sb.by

P.S. Украинский президент Петр Порошенко выступил с заявлением о том, что власти страны не будут вводить военное положение в Донбассе. Что, собственно, и подтверждает выводы нашего комментария...
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter