«Дон» «Ниве» не товарищ

Первый советский комбайн с кондиционером стал сенсацией

САМЫМ популярным в СССР, бесспорно, считался комбайн «Дон-1500», который «Ростсельмаш» выпускал с 1986 года 20 лет подряд. По дизайну тот был мало похож на «Ниву», хотя оба самоходные. Функционально все просто: классическая схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, но зато большой бункер и мощный двигатель. На сельхозпредприятиях, а также  подворьях у фермеров сохранились машины более позднего выпуска. Последние, кстати, продают по объявлениям. Стоимость двадцатилетней модели — 3500 рублей. И хотя комбайн еще рано называть раритетным, он уже вписан в историю как легенда. Сегодня эту технику знает каждый сведущий механизатор. Как создавались первые опытные образцы? В чем преимущество «Дона»? 

До начала 70-х годов прошлого века «Ростсельмаш» выпускал комбайн «СК-4». Агрегат поставляли в сорок стран мира, до семи тысяч каждый год. Для каждой страны отдельно — на полугусеничном ходу, с капотом, с измельчителем, копнителем. Даже для тропиков, с которыми вышла казусная история. На первых пяти моделях москиты (насекомые) уничтожили резину – техника упала «на колени». Более того, в негодность приходили пластмассовые детали, изоляция электропроводов и даже краска. 

«СК-4» постепенно устаревал. Он не справлялся с урожаями, а на селе не хватало рабочих рук. 30 декабря 1972 года предстояло отметить юбилей — 50-летие образования СССР. Все предприятия готовили подарки. «Ростсельмаш» собирался выпустить первые «СК-5». 1 декабря 1972 года их начали собирать и, к удивлению скептиков, успели в срок. 

Но небольшая промышленная партия к празднику и поточное производство — совершенно разные вещи. В следующем году завод не перешел на производство «Нивы». Юрий Песков, бывший директор «Ростсельмаша», впоследствии признавался, что преднамеренно тормозил производство «СК-5». Не видел особой разницы между «СК-4» и «СК-5». Какой смысл тогда было менять конвейер? 

Экс-руководитель Песков стоял у истоков создания «Дона». Он тщательно работал над конструкцией новой машины. Даже несмотря на запрет министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. И в последующем это принесло свои плоды. О «Доне» заговорил весь Советский Союз. Новый уборочный комбайн потребовал 1460 наименований комплектующих, которые или не производились в стране вообще, или минимальными опытными партиями изготавливались в институтах. Для производства создали специальную программу. На нее сориентировали 33 министерства из 53 существующих в СССР.

В феврале 1981 года близился очередной съезд партии. К нему планировали собрать два опытных образца. Заводчанам это стоило немалых усилий. И в итоге два «Дона» своим ходом доехали в Москву на ВДНХ. Члены Политбюро вышли смотреть на технику, которая преодолела более тысячи километров. Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев сказал, что это чудо, а не машина. 

ПЕРВУЮ модель потом не раз переделывали, дорабатывали. Против нового комбайна велась настоящая война. Противники считали, что он должен быть прицепной. Ведь когда перешли на самоходные комбайны, трактора потеряли спрос. 

В 1986 году с конвейера «Ростсельмаша» сошел первый «Дон». Главный конструктор Иван Мещеряков установил в кабине кондиционер. Тогда их не было даже на личных отечественных автомобилях. Кондиционер — единственная иностранная деталь в «Доне». Проблема, которую заводчане не успели решить.

Директор завода-гиганта Юрий Песков в интервью одному из российских изданий заметил, что вместе с тем на заводе возникали трудности с кадрами. Не хватало рабочих. Из 22,5 тысячи человек, наверное, 10 тысяч — временных. Сделать качественную машину в таких условиях сложно. Отдел кадров ежедневно принимал 500 человек и столько же увольнял. Завод превратился в проходной двор. Пришлось искать выход из положения. Тогда в управлении завода разработано 12 программ.

МНОГИЕ из механизаторов, кто сейчас работает на мощных КЗС и «Лексионах», начинали на «Донах». К примеру, первый тысячник прошлогодней жатвы в Круглянском районе Владимир Галыго из ЧСУП «Круглянский-Агро». Еще семиклассником он проходил стажировку у отца помощником комбайнера. 

Или хлеборобы ОАО «СГЦ «Заречье» Рогачевского района Юрий Тризно и Леонид Горляков. Первый раз сели за руль «Дона» вместе 18 лет назад, несколько сезонов убирали хлеб на комбайнах этой марки. Последние годы механизаторы на КЗС – в лидерах по намолотам. 

Старшего комбайнера волковысского СПК «Матвеевцы» Семена Воробьева коллеги и руководители называют истинным хлеборобом. В этом году прошла его 32-я уборочная. Начинал работать на «Ниве», потом 22 года на «Доне». После его списания управлял КЗС. Аграрий говорит, что современные комбайны гораздо производительнее. Старые – медленные.

Геннадий Быцко из КУСП «Березовское» Березовского района – один из победителей первых «Дажынак» в 1996 году в Столине. В этом году его 36-я жатва. На «Доне» убирал зерновые вместе с братом и женой.

В 1989 году хозяйство получило первый такой комбайн. Его доверили Геннадию Сергеевичу. Механизатор говорит, что до этого работал на «СК-5». «Дон» оказался производительнее в два раза, ширина жатки увеличилась с 4 до 6 метров. Комбайнер не раз становился победителем по намолоту в районе. За страду – а длилась она от трех недель до месяца – зарабатывали до двух тысяч рублей по теперешним деньгам. Особенно везло тем, кто трудился на новой технике. «Доны» ломались редко. Ремонтировать кувалдой и автогеном не приходилось. Иногда механизаторы устраняли мелкие неполадки, но они не влияли на темп уборки в целом. 

Порой комбайн буксовал. Особенно часто это происходило при дождливой погоде на мокрой почве. «Дон» сам по себе тяжелый, в одинаковых условиях застревает быстрее, чем «Нива». На этот случай дежурил трактор – гусеничный или «Кировец». Геннадию Сергеевичу не раз приходилось обращаться за помощью. 

На легендарном комбайне отработал 16 лет (кстати, без кондиционера) и говорит, что не жалеет. Из преимуществ отмечает хорошо продуманную конструкцию жатки. Она реагирует на любые неровности рельефа и быстро устанавливается на комбайн. Из недостатков — расположение двигателя в непосредственной близости от кабины.

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ: 

Двигатель «ЯМЗ-238» — 235 л.с.

Ширина захвата жатки — от 6 до 8,6 м. 

Пропускная способность молотилки — 10—12 кг/сек. 

Максимальная скорость — 10—22 км/ч. 

Объем бункера — 6 м3. 

Средняя производительность — 14 т/час. 

На комбайны устанавливали копнители, измельчители и разбрасыватели. 

Газета «Известия» от 14 марта 1985 года: 

«…На главном конвейере по сборке машин «Ростсельмаша» вступила в строй вторая линия. Теперь обе ленты готовы к выпуску новых комбайнов семейства «Дон»… «Первая линия была пущена без остановки выпуска машин еще в ноябре прошлого года. Мы дали слово уже к открытию XXVII съезда партии выпустить первые сто «Донов». Потому никто не считался с выходными, когда требовалась подмога», — говорит старший мастер сборочного цеха Н. Колесников».

В тему

В 2006 году на смену «Дон-1500» пришла серия комбайнов «Aкрос» и «Вектор».

«Дон» превосходит западные машины по производительности, но уступает им по срокам эксплуатации. В среднем этот показатель на 10 лет меньше, чем у европейских и американских агрегатов.

kovalev@sb.by

Фото Ивана ОСКИРКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?