Обзор ближайших интересных телепремьер

Дон Кихоты своего дела

Если кто–то забыл, мы напомним: неутомимый режиссер, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, собирающийся отметить 70–летие на следующей неделе, успел поработать и в Минске. Вспоминается нам на завалинке, в частности, такой смелый эксперимент, как «С приветом, Дон Кихот!». Интересно, вспомнит ли Иосиф Леонидович о нем в программе «Линия жизни», которая выйдет на телеканале «Культура» в это воскресенье? В той постановке мастер предложил неожиданное сочетание драмы, оперы, балета и клоунады. Блистали там Владимир Ушаков, Эвелина Сакуро, Олег Акулич и другие актеры. Возглавляемый им театр «Школа современной пьесы» приезжал в Минск на гастроли. И поразил, например, совершенно постмодернистским и озорным продолжением комедии Чехова «Чайка», написанным писателем Борисом Акуниным. Там Акунин утверждал, что несчастного Константина Треплева убили и у каждого из героев была на то причина... Забавные были времена!

В 2013 году здание театра Райхельгауза на Неглинке стало жертвой большого пожара, но коллектив оптимизма не теряет. Мечтает вернуться в родные стены когда–нибудь после ремонта. Спектакли пока идут на других площадках. Райхельгауз постоянно придумывает, как разнообразить театральные будни. Устраивает импровизации: в проекте «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» дал актерам задание разыграть его своими словами. Такая же импровизация и недавняя постановка «Пока наливается пиво», где главную роль Бармена сыграл Евгений Гришковец. С этим ремеслом Гришковец хорошо знаком: сам около 10 лет смешивал коктейли. Не будем загадывать: вдруг мастер еще заглянет в Беларусь на проект? Здесь его всегда ждут.

* * *


Актер Юрий Степанов, как и его коллега Марина Голуб, ушел из жизни трагически: погиб в автокатастрофе. 3 марта 2010 года машина, на которой он возвращался домой после вечернего спектакля, попала в ДТП. Степанов, сидевший на переднем пассажирском кресле, погиб на месте: сильный удар от столкновения со встречным автомобилем пришелся на его сторону. Жена Ирина Сорокина (по профессии она — костюмер) ждала тогда ребенка — через месяц родила третьего сына. Мальчика назвали в честь отца, которому было всего 42 года и которого он никогда не видел. Актера вспомнят на этой неделе в документальном очерке «Юрий Степанов. А жизнь оборванной струной...» на телеканале ОНТ.

Степанов мало походил на мачо, его трудно было назвать секс–символом российского кино, однако в его существовании на экране была особая притягательность и отсутствие какой–либо суетности. Артист родом из Сибири. Окончил сначала Иркутское театральное училище, после режиссерский факультет ГИТИСа и всех своих героев, когда это не противоречило режиссерскому замыслу, наделял своеобразным сибирским горделивым достоинством. (А в «Артистке» Говорухина, напротив, виртуозно сыграл столичного тюфяка.) Будучи учеником Петра Фоменко, он успешно работал в его театре. Сериалы «Штрафбат» (для роли Антипа Глымова он похудел на 37 килограммов) и «Гражданин начальник» открыли Степанова широкому зрителю. До этого знатоки отмечали его трагическую роль в драме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Его приглашали в свои картины лучшие режиссеры: Алексей Балабанов, Алексей Учитель, Николай Досталь. За 42 года Юрий Степанов сыграл 12 ролей в театре и 49 в кино.

Авторы фильма «Юрий Степанов. А жизнь оборванной струной...» с вдовой Ириной и сыновьями отправятся в Иркутск и Тайтурку, поселок в Иркутской области. Зрители услышат первое эксклюзивное интервью Ирины Сорокиной–Степановой о своем муже, воспоминания старшего брата Николая, однокурсников, коллег по театру и съемочной площадке Алексея Серебрякова, Чулпан Хаматовой, Елены Яковлевой, Ксении и Полины Кутеповых, Кирилла Пирогова, режиссеров Станислава Говорухина, Николая Досталя.

* * *


Поклонникам блогера Влада Бумаги и не объяснишь сегодня, кто такой конферансье. А в свое время конферанс был отдельным жанром. Эстрадный артист, объявляющий концертные номера, всегда должен был быть на высоте: выглядеть с иголочки, излучать благожелательность, остроумно и небанально шутить. Народному артисту России Борису Брунову это удавалось на протяжении четырех десятилетий. Без него не обходились многие международные гастроли, он виртуозно вел программы на иностранных языках и объездил с советскими артистами весь мир. Эксцентрика, пение, трюки, танец — в его актерском багаже были все актерские атрибуты. С 1983 по 1997 год Брунов работал директором и художественным руководителем Московского государственного театра эстрады. Провел бесчисленное количество бенефисов и вечеров памяти, многое сделал для развития эстрадного жанра. Настоящий Дон Кихот своего ремесла. Очерк «Его Величество конферансье. Борис Брунов» на «Культуре» посвящен 95–летию со дня его рождения. Мы увидим его лучшие номера. Сравним художественный вкус миниатюр и размышлений Брунова с нынешним юмористическим фастфудом.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter