Домыслы не стоят и выеденного яйца

И как только стало известно об этом документе, тут же в виртуальном пространстве и ряде зарубежных СМИ появилась несоответствующая действительности информация о введении в нашей республике санкций в отношении пользователей сети Интернет, вплоть до его фактического запрета. О том, что эти домыслы ничего не имеют общего с реальным положением дел, рассказали БЕЛТА эксперты.

Как уже сообщала «БН», в Беларуси с 6 января вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет.

И как только стало известно об этом документе, тут же в виртуальном пространстве и ряде зарубежных СМИ появилась несоответствующая действительности информация о введении в нашей республике санкций в отношении пользователей сети Интернет, вплоть до его фактического запрета. О том, что эти домыслы ничего не имеют общего с реальным положением дел, рассказали БЕЛТА эксперты.

В Беларуси не ограничивается доступ граждан к интернет-ресурсам, в том числе зарубежным. Распространяемая некоторыми СМИ и интернет-ресурсами информация о введении ответственности за посещение иностранных сайтов не соответствует действительности, — пояснили, в частности, в Оперативно-аналитическом центре (ОАЦ) при Президенте Республики Беларусь. — Принятые меры направлены на реализацию требований указа № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» от 1 февраля 2010 года. Изменения призваны создать благоприятные условия для белорусских субъектов хозяйствования, обеспечить прозрачность интернет-торговли, защитить интересы белорусских интернет-пользователей от запрещенной к распространению законодательством информации (торговля людьми, порнографические материалы, пропаганда насилия, жестокости и т. п.), создать условия для защиты чести и достоинства. Законодательство не препятствует деятельности белорусских субъектов хозяйствования по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг за пределами Республики Беларусь с использованием зарубежных интернет-ресурсов.

К административной ответственности, уточнили в ОАЦ, могут привлекаться только юрлица и ИП Республики Беларусь за осуществление на ее территории деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием интернет-ресурсов, расположенных за пределами национального сегмента Сети.

— Эти изменения не предусматривают никаких ограничений по отношению к резидентам Парка высоких технологий, а также к другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Беларуси в части использования сети Интернет для выполнения работ и оказания услуг зарубежным клиентам, — подчеркнул директор Администрации ПВТ Валерий Цепкало.

Например, если белорусская компания оказывает услуги по разработке программного обеспечения по заказу зарубежных клиентов либо продает разработанные программные продукты за пределы территории Беларуси, никаких специфических требований к размещению этих систем не предъявляется. Специальные требования касаются юридических лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги только на территории Беларуси. Эта норма носит исключительно экономическую направленность, добавил руководитель ПВТ, и касается вопросов урегулирования налогообложения при совершении сделок на внутреннем рынке, в то время как ИТ-услуги и работы на экспорт, согласно национальному законодательству, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Меры эти также направлены на регулирование доступа к информации, содержание которой устремлено на осуществление экстремистской деятельности, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, содействие торговле людьми, а также распространение порнографических материалов, пропаганду насилия и жестокости. При этом устанавливаемая административная ответственность закрепляется за юридическими лицами — поставщиками интернет-услуг.

Для обычного белорусского пользователя интернет-фильтрация может проводиться только по его собственной просьбе. Никаких штрафов за посещение иностранных веб-сайтов не предусматривается.

— Поправки в Кодекс не отразятся на деятельности белорусских организаций, поскольку они и так выполняют эти требования, — прокомментировал основатель портала источник, собственник УП «Надежные программы» Юрий Зиссер. — И их принятие никак не отразится на субъектах хозяйствования, использующих в своей деятельности интернет-ресурсы в доменной зоне .BY. Все наши организации и так эти условия выполняют, так что все разговоры на эту тему яйца выеденного не стоят. Требование о размещении в Беларуси и госрегистрации информационных сетей, систем и ресурсов, использующихся при реализации товаров или оказании услуг на территории республики, было прописано еще в указе № 60, подписанном 1 февраля 2010 года. Документ предусматривает, что поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей, а также ограничивать доступ к информации по их требованию. Обязательная фильтрация сайтов с нежелательным контентом была введена только для госорганов и учреждений культуры. Это является общепринятой практикой в Евросоюзе, где в черных списках фигурируют сотни тысяч порнографических и экстремистских сайтов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter