Белорусский пловец Павел САНКОВИЧ живет и тренируется в американском Таллахасси

Домой, за позитивом!

Вот уже три года белорусский пловец Павел САНКОВИЧ живет и тренируется в американском Таллахасси. Тем не менее о доме не забывает — родные ждут его и в Минске, и в Гродно. При первом удобном случае Павел готов перелететь океан: душевное тепло — для спортсменов хорошая подзарядка.


2015-й для одного из лидеров сборной Беларуси по плаванию сложился неплохо, если не считать чемпионата мира в Казани, где наши спортсмены откровенно разочаровали. Впрочем, на своих «коронках», 100 метров баттерфляем и 50 метров на спине, Санкович дошел до полуфинала. На последней из дистанций занял на «мире» 10-е место. На Кубке Владимира Сальникова в Санкт-Петербурге Павел установил 50-й личный рекорд страны. Три медали выиграл на чемпионате Европы на короткой воде — все в составе эстафет.

Особняком стоит матчевая встреча США — Европа, в которой Санкович участвовал впервые. В Индианаполисе Павел составил компанию Александре Герасимене. Там из «Дуэли в бассейне» сделали целое шоу. Представьте: в помещении непроглядная темень. Пловец выходит на старт — и на него направляют луч прожектора. Диктор объявляет фамилию спортсмена. Трибуны ревут, словно у бортика сам Майкл Фелпс. К слову, 18-кратный олимпийский чемпион на матч не приехал. Но и без него хозяева победили за явным преимуществом, со счетом 155:107.

— На каждой дистанции выступали по 3—4 человека. Соревновались, понятное дело, уже при свете. Никаких отборочных стартов не было — плыли всего раз. Так что мы не устали, от души повеселились, а заодно пообщались друг с другом — на серьезных турнирах не до того. Результаты на многих дистанциях были очень плотными. Американцы у себя дома постарались, установили два мировых рекорда.

Насыщенной жизни профи предшествовали рядовые будни. И если открутить назад счетчик времени, можно увидеть мальчишку, который в 5.20 утра стоит на автобусной остановке. В столичный бассейн на улице Калиновского Павел ездил через весь город, из микрорайона Сухарево. Причем ни разу не опоздал на тренировку. До плавания он занимался единоборствами и спортивной гимнастикой. Всем родителям чемпионов следовало бы учесть опыт его мамы Натальи Францевны. Будучи педагогом, она позаботилась о том, чтобы сын получил хорошее образование. В пять лет Павел начал учить английский язык. В третьем классе он не успевал к началу школьных занятий, и мама упросила учительницу, чтобы первым уроком ставили труд или рисование. Может, Санкович не умеет делать аппликации, выпиливать лобзиком, зато он получил диплом Florida State University. Между прочим, грызть гранит науки Павлу не надоело, он собирается поступать еще и в аспирантуру. Много читает и очень не любит, когда его друзей сравнивают с недоучками: «А-а, спортсмен. Все понятно».

— СЕЙЧАС вся литература связана с плаванием. Надо следить за новинками, которые появляются в интернете. У кого-то поменялся старт, у кого-то поворот. Наш вид спорта за последние несколько лет преобразился: стал более силовым, мощным. Нужна хорошая подготовка в зале для развития физических кондиций. Во время учебы нам обычно задавали эссе. С ними я справлялся, но написать на английском сочинение на несколько страниц будет нелегко. Художественную литературу предпочитаю на русском. Последняя книга, которую держал в руках, «Мы» Замятина. Она популярна в Штатах. Да и преподаватели о ней говорили.

Когда Павлу было восемь, у него появилась старшая сестра. Из этой истории можно сочинить целую «Педагогическую поэму». С худенькой 11-летней девочкой Наталья Францевна повстречалась возле магазина. Та стала приходить к Санковичам и буквально через три дня осталась в их доме. Глава семьи Павел Анатольевич лишь сказал: «Ну что, я так понимаю, она уже у нас?» Потом были оформление бумаг, поделенные пополам вещи, походы по врачам, дополнительные занятия. И никто из детей не страдал от недостатка внимания. Что интересно, звали девочку Натальей, и все находили сходство с приемными родителями. Знакомые смеялись: «У вас что, не хватило фантазии, чтобы дать дочери и сыну другие имена?»

Сейчас у Натальи-2 своя взрослая жизнь, да и Пал Палыч обзавелся семьей. Из-за океана в Беларусь он прилетал с женой, тоже известной спортсменкой Светланой Хохловой.

— Наш дом — это apartments. Если что-то сломается — дверь, окно, — мы просто звоним, и нам ставят все новое. Живем вчетвером: кроме нас со Светой, еще двое ребят-американцев. Три комнаты, три ванны, один большой зал с кухней — что-то вроде семейного общежития, но в лучших условиях. Хотели бы жить отдельно, однако пока это не по карману. Чего не хватает в Америке? Самых обычных вещей: родных, друзей, нашей еды. Если питаться полезно, то это дороже, чем у нас. Если неполезно, то в несколько раз дешевле. Имею в виду не только фастфуд, но и замороженную пищу. Она калорийная и продается большими порциями. Светлана постоянно готовит голубцы, фаршированные перцы — язык проглотишь. Наш сосед Ричи с порога может определить, что варится на плите. Фотоотчеты блюд потом отсылаем домой.

СЕМЕЙНЫЙ тандем вовсю готовится к Олимпиаде в Рио. Оба имеют по одной лицензии «А». В апреле в Бресте пройдет чемпионат Беларуси, где можно будет выполнить другие олимпийские нормативы. Павлу не хватило нескольких сотых до второй лицензии, на стометровке на спине. И нескольких десятых на дистанции 200 метров «комплексом».

В США подготовку курирует местный тренер Фрэнк Брэдли. Американскому наставнику тоже на руку, чтобы у его учеников были сильные спарринги. Собственно, для того Санкович и уехал, чтобы совершенствовать свое мастерство. Это решение было обдуманным. Когда во Дворце водного спорта пловцам выделяли полтора часа и на дорожках умещались 16 человек, говорить о прогрессе не приходилось. Есть у Павла личный тренер и в Беларуси: с Геннадием Вишняковым он работает уже много лет. С белорусским коучем Санкович почти во всем соглашается — кроме одного. Как-то Вишняков обмолвился: «Ну что, попадешь на Играх в финал — будет здорово». И услышал в ответ: «Нет, я рассчитываю на большее».

bingo10@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter