Брестские махинаторы от недвижимости поставили сотни дольщиков в крайне тяжелое положение

Домов обманчивые своды

Брестские махинаторы от недвижимости поставили сотни дольщиков в крайне тяжелое положение. Действовавшая почти девять лет схема была донельзя проста: земля в частном секторе покупалась под строительство индивидуального дома, на самом же деле на ней строились многоквартирные. 


Теперь, когда все вскрылось, никто не знает, как быть с десятью аналогичными домами, строительство которых еще не завершено. 


Эти дома не сразу бросаются в глаза. Их желтый кирпич и крыши из металлочерепицы характерны для частного сектора. А два-три этажа и редкие мансарды мало выбиваются из общей картины. Да и вокруг стоят не многоэтажки, а типичные для индивидуальной застройки дома. Так почему же внимание к ним нынче столь велико? 
Со стороны некоторые здания действительно могут показаться просто большими домами. И правда, десяток таких построек, объясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Брестской области Сергей Жукович, отсеяли в ходе проверки. Оказалось, их действительно строили для одной семьи. А вот с десятью другими домами площадью от 600 до 1000 «квадратов» правоохранительные органы не ошиблись. Подъезды, отдельные входы и лестничные клетки помогли понять: жилье сразу возвели с прицелом на многоквартирность. 


Замначальника управления департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Брестской области Дмитрий Семенюк рассказывает: первые такие постройки появились в Бресте еще в 2005 году. Тогда горожане стали получать участки для строительства индивидуальных домов. Но возводить начинали отнюдь не коттеджи для своих семей. Вместо этого новоявленные предприниматели искали желающих вложиться в долевое строительство. И без труда их находили: за 9 лет в частном секторе Бреста выросло 20 подобных домов. Что, в общем-то, не странно, ведь «квадрат» продавали здесь по цене заметно ниже средней. 


Правда, и предлагали не совсем то, что привыкли покупать на рынке недвижимости. Поскольку по проекту индивидуальный дом может быть только одноквартирным, предприниматели могли продать лишь долю в жилом помещении. Но и здесь нашелся выход. После выплаты штрафа в проект дома постепенно вносили изменения. Документ утверждали, и через некоторое время здание обретало совершенно легальный статус многоквартирного. 


Наказание за несоответствие проекту предусматривает штраф от 20 до 50 базовых величин. Но, похоже, владельцы участков сочли эту сумму небольшой платой за возможность легализовать построенные на выделенной земле дома. 


После утверждения нового проекта дольщики могли свободно зарегистрировать свои изолированные помещения в БТИ, подвести коммуникации к каждой квартире, поставить индивидуальные счетчики и, наконец, обрести право на продажу жилья. Сегодня кто-то уже решил им воспользоваться. Цена квартиры – 200 тысяч долларов. За эти деньги покупатель получит 300 метров площадей, 6 комнат на трех уровнях, кухню, столовую, баню, мини-кинотеатр и спортзал. При этом цена «квадрата» не превысит 666 у.е. Но объявлению о продаже уже не один месяц. Несмотря на характеристики и привлекательную цену, предложение не пользуется популярностью. Даже на фоне новостроек, где 4-комнатная квартира площадью чуть больше 120 квадратных метров стоит около 165 тысяч долларов.


Впрочем, с возможностью продать жилье повезло далеко не всем дольщикам. Перечисляя адреса возведенных в частном секторе домов, Сергей Жукович указывает на одну из построек. Она не соответствует заявленному в исполком проекту и до сих пор не принята в эксплуатацию. А у жильцов все еще нет документов на квартиры и соответственно права на их продажу. Но в прокуратуре области говорят, что сами жильцы с этой проблемой в правоохранительные органы не обращались. 


Нет претензий к застройщику и у других дольщиков, которые лишь недавно вложились в строительство других десяти домов. Сегодня работы на их будущем жилье заморожены. И вряд ли положение дел людей не волнует. Скорее всего, они хорошо представляли, на что шли при покупке. И они как никто другой рискуют остаться без крыши над головой. 


Поскольку дольщики за помощью не обращаются, в прокуратуре Брестской области пока говорят лишь о нарушении интересов государства. Согласно генеральному плану Бреста вся территория города разделена на зоны жилой многоэтажной, жилой индивидуальной или административной застройки. Потому любые отступления от документа моментально создают неудобства. Многоквартирный дом в частном секторе увеличивает нагрузку на коммуникации и сети, мощность которых может быть не рассчитана на большие объемы. На улице становится больше автомобилей, из-за чего требуется больше парковочных мест, а дороги изнашиваются быстрее. В итоге страдают все: и город, и горе-дольщики, и их соседи.


Насколько законно была выделена и использована земля, насколько законно строили на ней многоквартирные дома, непременно выяснится. Но важно, чтобы без внимания не осталась причина сложившейся ситуации. По сути, здания не просто не соответствовали проекту. Они в принципе не должны были появиться среди частной застройки и тем более обрести легальный статус. Поэтому пришло время подумать, как перекрыть лазейку, через которую карманы мэтров недвижимости наполнялись немалыми суммами. 
 

Артем КИРЬЯНОВ
artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter