Гомельский домовой комитет добился от ЖКХ порядка в жировках

Домком – друг человека

Домовые комитеты в Гомеле существуют далеко не первый год. Однако большинство из них созданы только на бумаге. Реальных результатов работы не видно. А вот в Советском районе Гомеля жильцы одного из домов решили пользоваться местным самоуправлением не на словах, а на деле. И вот что из этого вышло.


Виктор Шувалов.

Домовой комитет на Речицком проспекте, 37 Виктор Шувалов возглавляет более десяти лет. За это время многое удалось сделать из того, с чем годами бьются жильцы многоэтажек. Добился капитального ремонта крыши, установки систем автоматической регулировки подачи тепла, оборудования современной автостоянки во дворе (по этому поводу мнения жильцов кардинально расходились, но победило большинство — владельцы машин), детской игровой площадки. Настоящим «хождением по мукам» стала борьба за зеленые насаждения, признается пенсионер:

— Вдоль дома прокладывали водопроводные трубы от нового водозабора «Ипуть» и вырубили 71 дерево. Пришлось намотать километры по кабинетам для того, чтобы под окнами появились компенсационные посадки. Под разрешительным документом 17 печатей и резолюций! Это чтобы высадить саженцы...

Чтобы под окнами дома появились компенсационные посадки,
Виктору Шувалову пришлось собрать 17 печатей.

Шувалов показывает увесистую папку, в которой квитанции на оплату жилищно–коммунальных услуг из разных городов Беларуси. Говорит, по просьбе прислали знакомые. Сравнив их, общественник пришел к выводу, что самые подробные и понятные — минские жировки. Потому что заполняются они строго по новой форме, утвержденной постановлением Министерства жилищно–коммунального хозяйства № 17 от 29 августа 2014 года. Квитанция на оплату коммунальных услуг Виктора Шувалова от утвержденного «идеала» была далека и заполнялась лишь частично. Пенсионеру удалось добиться от работников своего расчетно–справочного центра соблюдения нормы. Жировки стали прозрачными. Жильцы получили возможность видеть, за что и сколько они платят, самим просчитать суммы и проанализировать свои коммунальные расходы.

Теперь Виктор Васильевич надеется еще и на денежную экономию, разобравшись с начислением платы за подогрев воды. Когда Шувалов внимательно вчитался в свою квитанцию, то увидел: в расчетах используется не показание группового прибора учета расхода воды, который в их доме установлен, а количество кубометров, оплаченное жильцами. Цифры не совпадают, потому что всегда есть те, кто по коммунальным счетам вовремя не рассчитывается. В итоге их долг ложится на плечи остальных жильцов дома. А потом, когда должники все–таки платят, начинаются перерасчеты, что вносит еще большую путаницу. Это неправильно, уверен пенсионер. Пусть с неплательщиками разбираются коммунальные организации, а не перекладывают проблему на чьи–то плечи.

Еще председатель домкома вплотную занимается анализом договоров, которые эксплуатирующие организации заключают с водоканалом и электросетями. Пришел к выводу: они предусматривают только одностороннюю ответственность — жильцов. Если же напортачат поставщики услуг, с них взятки гладки.

С помощью юристов активист внес в документ необходимые изменения и предложил свой вариант водоканалу и энергосбыту. Там поначалу даже слушать об этом не хотели, но в результате заключили с Виктором Шуваловым индивидуальные договоры. Это, считает общественник, первый шаг на пути к обоюдной ответственности. Ведь создан прецедент, который можно теперь распространить.

Как это сделать? И смогут ли все домовые комитеты работать так, как возглавляемый Шуваловым? Ведь не секрет, что домкомы состоят преимущественно из пенсионеров, которые в большинстве случаев бесцельно ходят по кабинетам управленцев и пытаются на повышенных тонах истребовать коммунальные блага. А здесь нужен грамотный, часто юридический и экономический подход. Виктор Шувалов предлагает создать в районе нечто вроде народного совета, состоящего из руководителей домовых и уличных комитетов, председателей кооперативов. В нем обязательно должны быть независимые юристы. На базе этого совета можно было бы решать многие вопросы, начиная с обучения общественников и распространения информации среди населения. А еще регулярно организовывать рабочие поездки в другие регионы страны. Для изучения опыта. Так, говорит Виктор Васильевич, работали домкомы еще в советские времена. А теперь об этом просто забыли.

Справка «СБ»

В Гомельской области 2.479 коллегиальных органов территориального общественного самоуправления (поселковые, домовые, уличные комитеты), в которые  входят 7.680 человек.

Компетентный комментарий

Генеральный директор Государственного объединения «Жилищно–коммунальное хозяйство Гомельской области» Дмитрий Згурский:

— По всей области ведется работа с органами местного самоуправления на уровне отделов жилищно–коммунального хозяйства администраций города и райисполкомов. Это очень важная работа, я бы даже сказал — обязательная. Ведь жильцы больше доверяют тем, кого они сами избрали. Скорее прислушаются к словам председателя домового комитета, чем к словам «коммунального» начальника. Домкомы и уличкомы, в свою очередь, состоят из людей грамотных и активных, способных от имени жильцов решать возникающие проблемы на уровне местных органов власти. В домах, где есть домкомы и старшие по подъездам, как правило, чисто и аккуратно, не возникает проблем с организацией ремонта. В общем, чувствуется хозяйская рука. Жаль, что органов местного самоуправления у нас не так много, как хотелось бы. В идеале они должны быть на каждой улице, в каждом доме. Тогда многие проблемы будут выстраиваться не в форме жалоб, а решаться разумнее и быстрее.

Советская Белоруссия № 218 (24848). Среда, 11 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter