Домик в деревне

P.S. одного письма
P.S. одного письма

Представьте, случилось печальное: ваш любимый дедушка ушел в мир иной. Искренне погоревав об утрате, вы открываете заветный конверт, оставленный вам дедушкой, и извлекаете оттуда собственноручно подписанное дедушкой завещание. Вам оставлен в наследство домик. Берете паспорт, завещание и отправляетесь к «одному окну». Все туда предъявляете, платите вполне посильную сумму за услуги. И вам сообщают, когда прийти за документами на доставшуюся недвижимость. Представили? Не можете? Воображения не хватает, да и жизненный опыт упорно подсказывает, что так просто не бывает? А как бывает?

В конце прошлого года в обзоре читательской почты «Без обиды» мы процитировали письмо минчанки Екатерины Василевской. Она рассказывала, с какими сложностями пришлось ей столкнуться при оформлении в наследство родительского дома в деревне. После публикации в редакцию пришел ответ из Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии. В нем — подробный рассказ о правилах государственной регистрации подобного имущества. Документ стоит того, чтобы его процитировать.

«Для государственной регистрации перехода права на жилой дом в порядке наследования необходимо осуществить следующие действия.

Обратиться в соответствующий сельский исполнительный и распорядительный орган (по месту нахождения земельного участка) с заявлением о предоставлении земельного участка для обслуживания жилого дома. После вынесения решения о предоставлении земельного участка, установления границ земельного участка в натуре и изготовления государственного акта на него необходимо обратиться в филиал (соответствующий филиал агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. — Г.У.) с заявлением о государственной регистрации создания земельного участка и прав на него, приложив к заявлению вышеназванное решение, землеустроительное дело и государственный акт на земельный участок.

После этого следует государственная регистрация создания жилого дома и прав на него. Поскольку жилой дом является эксплуатируемым строением, то государственная регистрация создания жилого дома будет осуществляться в соответствии с Положением о государственной регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) и изолированных помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2004 года N 689. Для государственной регистрации жилого дома необходимо обратиться к регистратору со следующими документами:

заявлением о государственной регистрации создания эксплуатируемого жилого дома, оформленным в установленном порядке;

документом, содержащим идентификационные сведения заявителя (паспорт);

техническим паспортом на эксплуатируемый жилой дом, выданным в установленном порядке;

актом приемки эксплуатируемого жилого дома либо, в случае отсутствия акта приемки, решением местного исполнительного и распорядительного органа о возможности использования эксплуатируемого жилого дома по назначению;

документом, подтверждающим внесение платы за совершение регистрационных действий.

Государственная регистрация перехода права на жилой дом в порядке наследования производится на основании свидетельства о праве на наследство».

Одновременно с реагированием из Комитета по земельным ресурсам редакционная почта принесла еще одно письмо от Е.Василевской: «Благодарю редакцию «СБ» за помощь нашей семье при оформлении родительского дома — наконец–то мы с мужем получили паспорт на строение. Ездили в Молодечно с сентября прошлого года. Спрашивается, почему не делают техпаспорта в дежурном режиме? Конечно, сам деревенский старик не отправится в район, да и деньги нужны большие на оформление. В результате дома стоят пустые. Лишь изредка хозяева–наследники наведывают свои владения: вдруг пригодятся на старости. Не проще ли передать оформление таких строений в сельский Совет?

А теперь следующий фокус: в БТИ технический паспорт не отдают — оформляйте землю. Чтобы землю оформить, нужно выездить еще больше. И заплатить 300 тысяч рублей...».


Комментарий «СБ»

Безусловно, если внимательно вчитаться в порядок оформления доставшегося в наследство дома — он ясен. Но, вчитавшись, начинаешь размышлять: а так ли уж тебе необходимо это скромное в общем-то наследство? Может, для сохранения времени, нервов, здоровья лучше от него отказаться? Ведь то, что перечислено в письме Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии, по сути, только вершина айсберга. Основная же часть — «под водой», спряталась за сухими формулировками. Каждый пункт — своего рода остров, который надо обжить в одиночку. А в целом получится очень сложное преодоление препятствий. Это подтверждают все новые письма наших читателей. Автор одного из них — Леонида Пупкевич из деревни Шуневичи Глубокского района. «Чтобы оформить наследство на небольшой домик в деревне, — пишет она, — я уже потратила немало денег, времени и нервов, а конца хождениям по мукам не видно. На дом умерших родителей не оказалось паспорта. Значит, надо было привезти на своем автомобиле сотрудницу БТИ, которая обмерила дом и надворные постройки, отвезти ее обратно и еще заплатить 112.160 рублей. Далее съездить несколько раз в сельсовет за справками, заплатить 15 тысяч за паспорт. И все только для того, чтобы оформить право на наследство. Для оформления самого дома потребовался государственный акт на землю. И вот здесь началось непонятное. В земельном отделе Глубокского исполкома сказали: съемку участка делают витебские геодезисты, придется ждать месяца два. Проходит три месяца, никто ничего не делает. После многократных попыток дозвониться в Витебск наконец попадаю на исполнителя, который никак не найдет мои бумаги. Снова ждем не одну неделю. Уже не знаю, есть ли вообще где–нибудь мои документы или их придется собирать повторно. Когда и кто сделает мне акт на землю? В земельном отделе по телефону услышала: пишите жалобу. Похоже, жалобы для них — привычное дело».

Согласитесь, не вяжется такое отношение к делу и людям с требованием Президента внедрить в практику оформление документов по принципу «одного окна». Конечно, необходимые меры Комзем для этого принимает. Но, судя по читательской почте, проблема далека от решения. И общее правило: лишь когда при разработке различных регламентов и предписаний их авторы начнут видеть за строками своих циркуляров не абстрактный «народ», а конкретных людей с их реальными возможностями, можно будет ожидать существенных сдвигов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter