Домик в деревне

Государство устанавливает льготные условия для развития бизнеса на селе Указ Президента Республики Беларусь № 372 “О мерах по развитию агро- и экотуризма в Республике Беларусь” уникален не только для нашей страны, но и для всех государств СНГ, поскольку устанавливает весьма благоприятные условия для развития туристического бизнеса на селе. Специалисты довольны, но пока осторожны в прогнозах — как бы внутриведомственные интересы не вошли в противоречие с интересами туристической отрасли. Впрочем, по словам председателя правления ОО “Агро- и экотуризм” Валерии КЛИЦУНОВОЙ, пока дела идут неплохо.

100 хозяйств — это только начало
Указ получился уникальный, поскольку согласно этому документу бизнес в сфере сельского туризма можно начать просто по “заявительному” принципу — всего лишь проинформировав местные власти и уплатив символическую сумму в размере одной базовой величины за календарный год, которая зачисляется в бюджеты сельских Советов депутатов. Кроме того, хозяева сельских усадеб, подпадающие под его действие, освобождаются от каких-либо налоговых сборов до 2010 года.
Конечно, есть и ограничения. Например, из указа сознательно исключены городские жители, сдающие коттеджи за городом, и жители курортных зон республики, поскольку основная задача документа — поднять прежде всего экономику села, обеспечить работой и зарплатой деревенских жителей. И сделать это с помощью агротуризма вполне реально. Ведь даже одна работающая усадьба дает работу не только членам семьи фермера, но и многим другим сельчанам. Для туриста требуется и соответствующая  инфраструктура, например пункты проката спортивного снаряжения, кафе, другие развлечения. А присутствие туристов в отдаленных районах автоматически оживляет экономику.
И хотя многие белорусы, традиционно отличающиеся большой осторожностью, пока еще, что называется, “присматриваются”, задавая себе вопросы, а не изменится ли все в одночасье, наиболее инициативные уже вовсю включились в работу. Сейчас ассоциация, созданная в ноябре 2002 года, объединяет 100 работающих усадеб. (Пока не все усадьбы включены в специальный периодический каталог, но их реквизиты уже можно найти на сайте ОО “Агро- и экотуризм”). К слову, отдохнуть в летний период в них уже большая проблема: места — нарасхват. А потому Валерия Клицунова считает, что 100 хозяйств — это все еще маловато для нашей страны. Как минимум надо тысячи полторы.
О рейтинге расскажет петушок
Для того чтобы как белорусским, так и иностранным туристам было удобно ориентироваться в таком большом количестве предложений, специалисты ассоциации совместно с Национальным агентством по туризму и Государственным институтом стандартизации и сертификации разработали свою систему классификации усадеб. Их подразделяют на четыре категории, а уровень комфортности белорусских усадебных домов будет обозначаться “петушками”. Уже к началу следующего туристического сезона выйдет новый каталог, где все белорусские усадьбы займут свое место в своеобразном рейтинге популярности.
О популярности мы упомянули не зря, поскольку лидеры есть уже сегодня, например, усадьба “Верес” в деревне Козловичи Зельвенского района и другие. На эти положительные примеры ориентируются и остальные фермеры. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, прием туристов — дело не только хлопотное, но и требующее максимальной отдачи сил, знаний и опыта. Ведь в отличие от того же итальянского фермера, заботы которого фактически сводятся только к предоставлению ночлега и завтрака (развлечения турист вполне может найти себе сам), белорусу пока еще практически нечего предложить своему гостю, кроме великолепной природы и собственного радушного отношения. А гость должен быть доволен непременно — это основное правило. И чего только не придумывают белорусы для своих постояльцев. Например, разрабатывают велосипедные маршруты по окрестностям, находят возможность свозить их в Мирский и Несвижский замки (вот вам и дополнительный заработок экскурсоводам!), могут научить доить корову, запрягать лошадь, колоть дрова и еще бог знает чему. И это не может оставить равнодушным избалованного европейца.
— Когда мы возили польскую группу по Лепельскому району, — вспоминает Валерия Клицунова, — в одной из деревень нас встретили “прывітальнай” песней местные бабушки, одетые в национальные костюмы. Наши гости от избытка чувств даже расплакались. А ведь в пятизвездочном отеле никто не плачет. Именно учитывая уникальный характер наших людей, мы выбрали в качестве слогана к брэнду “Отдых в белорусской деревне” слова Владимира Короткевича: “Край раскрытых душ и дверей”.
Баню не хочу, хочу корову
— Указ о поддержке агро- и экотуризма хорош, слов нет, но есть другие вопросы, решением которых мы планируем заняться в самое ближайшее время, — говорит Валерия Клицунова. — В частности, это вопрос льготного, а желательно беспроцентного кредитования для владельцев сельских усадеб. Сейчас мы рассматриваем разные варианты и очень надеемся на поддержку государства, коль уж нас заметили и, что называется, “протянули руку помощи”.
— Все понимают, что по сути указ рассчитан на поддержку небогатых слоев населения, — продолжает собеседница. — Чтобы развернуться в полную силу, таким людям нужна хотя бы минимальная материальная поддержка для осуществления каких-то своих оригинальных задумок или хотя бы приведения в порядок дома и прилегающих территорий. Это не означает, что без значительного капитала нельзя начинать свой бизнес — все можно. Баня заменит душ, туалет на улице, если он красиво сделан, летом подойдет. Но если ты хочешь серьезно заниматься приемом туристов, особенно зимой, то должны быть соответствующие удобства.
В феврале прошлого года был подписан Указ Президента № 74 “О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек”. Согласно ему на реконструкцию дается от 3 до 5 тысяч долларов. Но хозяин должен представить проектно-сметную документацию (а это само по себе стоит полторы-две тысячи), а также пользоваться услугами тех подрядчиков, которых ему предложат. Это не совсем подходит нашим фермерам, поскольку кто-то хочет купить корову, а кто-то пасеку завести. В любом случае это должно быть их личное дело, куда они потратят деньги. Решение этого вопроса вряд ли можно связывать с банковским кредитованием, поскольку банки — структуры коммерческие и не могут работать в убыток себе даже ради благой цели. Идея с созданием государственного фонда, из средств которого выплачивались бы деньги, например, как возвратная ссуда под номинальный процент, тоже “не рабочая”, поскольку будут ли в этом фонде деньги — большой вопрос. На сегодня реальный выход для нас — создать при ассоциации нечто вроде “кассы взаимопомощи”, или союз самокредитования. У нас есть более или мене состоятельные фермеры, которые не против поддержать остальных. Кроме того, атмосфера в коллективе практически семейная. Так что будем узнавать, как это все можно оформить юридически, и попытаемся решить вопрос своими силами. Но в то же время хотелось бы надеяться и на поддержку государства. Ведь в конечном итоге все мы действуем и работаем на благо страны.
О перегибах на местах
Вторая проблема, которая пока еще не встала остро, — возможные ведомственные перегибы как на местах, так и в министерствах. Хотелось бы максимально урегулировать и разъяснить наши отношения как с департаментом по гражданству и миграции, так и с налоговыми службами, где иногда вдруг открывается масса нюансов. Налоговая инспекция, например, должна нам четко объяснить, что мы должны делать уже сейчас, а не ждать, пока какой-нибудь хозяин усадьбы оступится, и налагать на него штрафы.
Что касается департамента по гражданству и миграции, то мы потратили массу времени на то, чтобы доказать, что сельский туризм никакого отношения к нелегальной миграции не имеет. Надеемся, что убедили. Понятно, каждое ведомство блюдет свои интересы, но так любое благое начинание можно довести до абсурда и развалить, а этого бы не хотелось. В частности, нам уже звонят фермеры и говорят, что приходили из милиции, спрашивали, где ваши иностранцы, почему вы их не регистрируете, грозили штрафами. А у них иностранцы не отдыхали — только белорусы.
В целом же обстановка пока благоприятная. Мы сделали большой шаг к законодательной работе. Посмотрим, чем это закончится, но хотелось бы надеяться на лучшее. Позиционирование Беларуси как страны спокойного идиллического сельского отдыха может пользоваться спросом у западного туриста. Просто все это надо отшлифовать и довести до нормального уровня, подтянуть инфраструктуру. Кстати, сейчас интерес к сельскому туризму проявляют самые различные организации, например колхозы. С точки зрения организационной и финансовой возможности у них гораздо шире, чем у простого фермера. И это еще один путь развития сельского туризма. Почему бы и нет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter