Семейный капитал супруги Виктор и Вероника Харза из Брестской области пустили на возрождение родительской усадьбы

Домик окнами в сад

Самая многодетная в стране — Брестская область, здесь проживает более 22 тысяч таких семей. Корреспонденты «НГ» отправились в Ивацевичский район, чтобы посмотреть, как живет отдельно взятая большая ячейка общества и какие вопросы волнуют тех, кто пожелал обустраивать свою жизнь в деревне.
Вероника говорит, что большая семья — это, конечно, большой труд. Но много детей — много счастья.

Много — это к счастью! 

От Ивацевичей до Сеньковичей рукой подать. Асфальтированная дорога, совсем рядом международная трасса Брест — Москва. В пойме речки Гривды — живописные пейзажи. Однако детскими голосами эта небольшая деревушка наполняется только летом, когда к бабушкам с дедушками приезжают городские внуки. Школа закрыта, теперь в том здании разместилась церковь. Детский сад — в деревне Подстарынь за 8 километров. На центральной сельской улице мы увидели один строящийся дом. Это многодетная семья Виктора и Вероники Харза преображает родительское гнездо. 

— Осторожно ступайте, тут мокро, скользко, — Виктор приглашает нас зайти. 

К двери пробираемся мимо строительных лесов. Несмотря на осеннюю и порой неважную погоду, работа на стройке не останавливается. 

В большой комнате — дружная семья. Мама Виктора — Зинаида Васильевна, супруга Вероника и четверо деток мал мала меньше — Кира, Виталина, Яна, Тимофей. Три девочки и мальчишка. Старшей пять, младшему — всего восемь месяцев. 

Вероника рассказывает, что они с супругом — местные:

— Выросли в Сеньковичах, но будущего мужа я и не знала, когда была школьницей, а он говорит, что давно меня заприметил. Познакомились у старой школы, где Витя с ребятами играл в футбол. Он у меня — футболист, даже за районную команду выступал. 

Вероника — единственная дочь у родителей, а Виктор вырос в многодетной семье. 

Виктор не жалеет сил для преображения родительского дома и надеется, что в нем будет счастлива его большая семья.

— Мне было скучно одной, — признается Вероника. — Все-таки много детей — это много счастья, хотя и шумно, и хлопотно, и дерутся они, и плачут зачастую все вместе. 

В то время когда многие сельские жители стремятся в город, семья Харза воспользовалась возможностью разморозить семейный капитал и применить его на родной улице. Деньги решили вложить в реконструкцию родительского дома, чтобы растить детей и радоваться жизни в деревне. 

— Дом будет большим, только кухня 4,5 на 6 метров, — рассказывает Виктор.
«…Страна и нация развиваются, когда в семьях воспитываются как минимум трое детей. Многодетные семьи — это наш основной демографический ориентир. С другой стороны, это тяжелый и ответственный труд, и государство делает все возможное, чтобы многодетность стала нормой для нашего общества», — заявил Президент на совещании с руководством Совета Министров. В 2020 году на поддержку многодетных было израсходовано 4,7 миллиарда рублей. В этом планируется не менее 5 миллиардов.

На помощь надейся и сам не плошай 

Глава семьи работал дорожником, водителем погрузчика, а теперь — сторож в местном сельхозпредприятии. После операции на позвоночнике Виктору показан легкий труд. 

Вероника рассказывает о проблемах со здоровьем супруга, а он, чувствуется, стесняется, переводит разговор на другую тему. Большая семья и большое хозяйство — разве назовешь такую жизнь легкой? 

Поддержку от государства семья получает немалую, но главный расчет — на свои силы. 18 свиней бегают за забором на животноводческом дворе возле дома. Куры гребутся в песке. Хозяева держали и по 80, и по 100 несушек. Виктор и Вероника продают поросят венгерской породы мангалица и яйца со своего хозяйства — это хорошее подспорье. Выращивают овощи, арбузы. На рынках Косово и Ружан Виктора и его продукцию хорошо знают.

— В деревне можно жить, но нужно работать, чтобы жить хорошо, — резюмирует мой собеседник. 

У Харза почти гектар земли. В помощниках пока только мотоблок. В мечтах — трактор. 

По деревенской улице с надеждой 

У Виктора Харзы — важная общественная должность. С недавних пор он сельский староста. Идем по Сеньковичам, а он обращает внимание на старые дома. Один выкупили, второй:

— Люди дешево продают, потому что деревня не газифицирована. 

Говорит, за последний год удалось немало сделать вместе с Подстарыньским сельисполкомом: расчистили кладбище от старых деревьев, убедили наследников пустующих усадеб навести порядок хотя бы во дворе, несколько домов были проданы. 

Виктор как староста, как активный человек берет порой в руки пилу или косу и сам принимается за дело. Нередко за помощью приходят односельчане: то кабаны зашли в картошку, то собака цыплят душит, то у заброшенного дома — змеи... 

— По мере сил помогаю и благодарю всех сельчан, которые тоже откликаются в случае необходимости, — говорит староста. 

Хотя не скрывает, что рычагов в отношении тех, кто не считает нужным помнить о малой родине, к сожалению, пока мало. 

Много еще сегодня вопросов, которые волнуют сельчан: освещение улиц, работа автолавок и ассортимент продуктов в них, медицинское обслуживание, транспортное сообщение с райцентром. Об этом, к слову, на минувшей неделе в Березе говорил и председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко на выездном расширенном заседании президиума Совета Республики с участием спикера верхней палаты Парламента Натальи Кочановой: 

— Нам необходимо чувствовать сельчан. Да, города сегодня — драйверы экономики и политики. Но кто будет работать в сельском хозяйстве? Задача — удержать сельского жителя там, где он нам необходим. Но как, если на селе сегодня нет того, чего хочется детям? Вопросы жизнедеятельности в деревнях нужно решать, и решать их вместе.   

Виктор с такой позицией соглашается. Ведь и у них в пригородных Сеньковичах газа нет, в Ивацевичи, которые совсем рядом, автобус ходит несколько дней в неделю, если нет своего автомобиля, выход — такси… 

— Так, может, стоило строиться в городе? — провоцирую собеседника.

Многодетный папа слушает меня и расплывется в улыбке: 

— Бывает, придет ко мне сельский мужик и попросит денег на выпивку. А я ему: «Иди и выкинь от свиней навоз — заплачу». Отказывается. Он и в городе работать не будет. Работящему человеку хорошо, когда есть простор. Когда есть чем себя занять. Работящий человек трудностей не боится, он их преодолеет, справится, создаст себе и своей семье комфорт, где бы то ни было. А какая, скажу вам, радость вечером присесть на веранде с открытыми в сад окнами, послушать пение соловья, вдохнуть аромат сирени. Через сотню метров — река. Мы там навес поставили на берегу. Разве городскому человеку доступны такие радости каждый день? А мы в такой красоте живем. 

В ТЕМУ

Первые в очереди 
В Беларуси дополнительно простимулируют строительство жилья в сельской местности. Готовится соответствующий проект указа о мерах по оказанию государственной поддержки. Этот документ обсуждался на совещании у Президента. Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович сообщил, что у тех, кто хочет построить домик в деревне, может появиться шанс справить новоселье в кратчайшие сроки. В проекте указа содержатся два основных направления — стимулирование строительства жилья в сельской местности и корректировка условий и порядка оказания господдержки с учетом уже наработанной в этом вопросе практики. Например, граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и проживают сегодня в областных центрах или Минске, в случае если они принимают решение о возведении дома в малых населенных пунктах, приобретают внеочередное право на строительство.

— Если человек в очереди на улучшение жилищных условий в областном центре стоял трехтысячным, то сегодня он, если у него будет желание уехать в малый населенный пункт, сможет в короткие сроки построить там жилье. Государство ему в этом поможет, — подчеркнул министр архитектуры и строительства.

Руслан Пархамович отметил, что в документе также планируется ограничить возможность предоставления господдержки гражданам, улучшающим жилищные условия не по месту постановки на учет нуждающихся:

— Если проживает в областном центре и собрался сменить место жительства, то он может переехать только в районный центр. Если жил в районном центре, то только в малый населенный пункт. Эта мера ограничит отток сельского населения из мест проживания и не допустит массового смещения в городскую черту.

kozlovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter