Домик окнами в арт

Одни бабушки стрит-артеров гонят, а другие драниками кормят

Одни бабушки сражаются с уличными художниками, а другие драниками кормят

 
 

Кричащие надписи на стенах домов, подъездов или гаражей зачастую понятны лишь самим граффитчикам, а некоторые из этих «шедевров» даже считаются вандализмом. Но есть, оказывается, и доброе уличное искусство, когда рисунки появляются на фасадах зданий совершенно законно, с разрешения властей. С художником направления стрит-арт, который использует стены в качестве холста, пообщалась корреспондент «Р».

Никакой мазни

Евгений Ковек не нарушитель порядка, а один из тех, кто хочет благоустроить город, сделать его красивым и непохожим на другие.

 

— Художники должны создавать городские картины цивилизованно и «с головой», — говорит Евгений. — Никакой беспорядочной мазни на стенах, только умные рисунки, которые могут заинтересовать людей.

Карандаши, краски и бумага — так, в основном по ночам, Женей создаются макеты будущих городских картин. Затем — рейд по чиновникам. Главные городские или районные архитекторы, специалисты жилищно-коммунального хозяйства выбирают понравившийся эскиз, согласовывают размеры рисунка и место его расположения. Обычно это здания, рядом с которыми всегда большой поток людей, или строения, чей вид оставляет желать лучшего. Дальше — работа.

 

Работать за идею да за яблоки

Рисунок на фасаде пятиэтажного дома требует от трех до пяти дней. Ребятам администрация города дает подъемники, краны и, по возможности, другую нужную технику, чтобы они могли забраться к нужному этажу. Все остальное, от материалов до еды и жилья, во время творческой командировки художники оплачивают сами и за счет спонсоров. К примеру, на фасадный рисунок в 40—50 квадратных метров нужно раскошелиться на 3—5 миллионов рублей.

— Новое всегда вызывает опасение. Пока люди не готовы к восприятию стрит-арта, но все движется в лучшую сторону, пусть даже мелкими шажками, — рассказывает Евгений. — Реакция людей на нашу работу совсем разная.

 

В Гомеле как-то облагораживали ребята мелкие дворовые постройки. Естественно, все с разрешения администрации. Местным бабушкам это не понравилось: мол, с ними не посоветовались. Вызвали наряд милиции. Художники теряться не стали, спокойно делали свою работу, а милиционерам предъявили нужные бумаги. Бабушки продолжали возмущаться. На такой случай, как рассказал стрит-артер, у них всегда есть контактный телефон человека из администрации, который придет и разъяснит, что красят стены абсолютно законно. В этот раз чиновник находился неподалеку, и ситуация была улажена.

Случалось и другое. Как-то расписывали ребята стенку, а к ним подошел мужчина и спрашивает: «Что вам еще нужно для комфортной работы?» И через час вернулся с большим пакетом продуктов. Парням было приятно.

 

— Кто-то кричит, кто-то благодарит, — говорит художник. — Но ведь даже детские площадки, разрисованные сказочными героями, — это тоже стрит-арт! А те же серые трансформаторные будки, которые есть почти в каждом дворе, — их же можно украсить белорусским орнаментом…

В Могилеве как-то ребята разрисовывали клумбу во дворе, которую местные жители соорудили из старых шин. Тогда старожилы были более дружелюбны, а несколько бабушек сами подошли к художникам, попросили покрасить перила и турникеты. «ЖЭС не допросишься, может, вы, мальчики, поможете», — просили они.

 

— Подкармливали постоянно, пока мы им стойки для сушки белья разукрашивали, — вспоминает стрит-артер. — Коллеге моему пакет яблок принесли, кастрюлю драников. А еще в администрацию благодарственное письмо написали.

Так, с разрешения местных властей уличные художники преобразили семь фасадов жилых домов и десятки типовых застроек Могилева, Гомеля, Гродно и некоторых районных центров. В ближайшее время поедут в Брест, Витебск, Мозырь, Полоцк, Рогачев и родной город моего собеседника — Лиду.

 

Картина майонезом

Аэрозоль, акрил, кисти, валики, трафареты, постеры, наклейки и подручные материалы — обычные инструменты стрит-артера. А на самом деле рисовать можно чем угодно. Евгений признался, что однажды его единомышленники создали картину с помощью кетчупа и майонеза. Правда, просуществовала она недолго.

— Как-то сделали с напарником четыре скульптуры из листьев, пластиковых бутылок и газеты. Они изображали поры года, — рассказывает Евгений. — «Осень» мы установили в минском парке имени Горького, монтаж занял около 40 минут. Поставили и решили погулять. Через двадцать минут вернулись. Возле скульптуры — аншлаг: родители с детьми, фото на память, кто-то проверял наше творение на прочность…

 

Практически все последние работы Евгения основаны на культуре славян, на той символике, которая дошла до наших дней. Художник пытается привлечь к этому внимание. «Мы прямо на серых улицах можем раскрывать темы языческих и средневековых традиций, красоту белорусской природы. Только делать это нужно как-то необычно, в интересной манере», — говорит он.

Работа «Вышэй за неба» на фасаде гомельского дома тоже символична. Создавалась она примерно 15 часов. По словам художника, тут заложена мысль о просветлении, новом рождении. Скворечник — символ дома, василек обозначает начало, а аисты — вестники всего светлого и чистого.

 

Идеи у него возникают спонтанно, как 25-й кадр. А уж только потом — анализ всех деталей очередного эскиза.

— Искусство — это моя слабость, — признается Евгений. — Еще в три года родители заметили во мне тягу к рисованию, всячески старались помогать развить талант. Тогда, помню, влюбился в пластилин. Лепил из него по всей квартире. Когда что-то ломалось, пытался им же и склеивать детали. Упрямым был в детстве: не любил рано просыпаться, ходить в детский сад… Упрямство это, видимо, живет во мне и до сих пор, только вот теперь оно связано с творчеством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter