Домашний режим

Советы детского психолога
Моему сыну почти пять лет, и родственники буквально извели меня вопросами, когда же я отдам Матвея в детский сад. Но я твердо убеждена, что никто лучше меня не позаботится о моем сыне. Я постоянно покупаю ему развивающие игры, леплю и рисую с ним. Никакая самая лучшая воспитательница не даст малышу того, что может дать родная мама. Помню, как сама ходила в садик, и присмотра за нами, особенно на прогулке, не было. Мы спокойно ели снег, шлепали по лужам и лазили на турник в форме ракеты. Я не хочу изводить себя мыслями о том, накормлен ли мой сын, завязали ли ему шарф и не мокрая ли у него спина. Да и пресловутые развивающие занятия, на мой взгляд, не дают такого мощного эффекта, ведь их мало даже по времени. А я в течение дня могу и буквам Матвея поучить, и аппликации поклеить, и гимнастикой заняться.

Кристина МАЛАХОВА, Минск.

* * *

Я родила дочку вне брака, воспитываю Машу одна. У меня нет бабушек и дедушек, а денег, как известно, много не бывает, особенно когда есть ребенок. Поэтому пришлось отдать девочку в ясли, когда ей было чуть больше полутора лет. Вышла на работу, а работать не могу. Маша постоянно капризничала, болела. Работаю я в частной фирме, где на меня уже косо посматривают. Я понимаю, такой работник им не нужен. Из–за того, что я отдала малышку в сад, чтобы заработать денег, я могу и вовсе лишиться неплохого места, которое меня вполне устраивает. Не знаю, может быть, за ней там плохо ухаживают или я виновата в том, что не укрепила ее иммунитет? Но в результате пришлось забрать Машу и упрашивать двоюродную сестру присматривать за моей малышкой, а у нее самой грудной ребенок. В любом случае детский сад для нас теперь — закрытая тема и очень негативный опыт.

Елизавета ПАВЛОВИЧ, Витебск.

* * *

Моя дочь рассудила, мол, чего таскать сына в сад, если мама дома, да и бабушка помогает. Конечно, Витя не так часто болел, как Ира, его сестра, которая в садик ходила. Я занималась с ним в меру возможностей, но он рос каким–то замкнутым и не очень охотно сходился с детьми. Однако настоящие проблемы начались у нас в школе. На ребенка просто посыпались «детские» болезни: корь, ветрянка, свинка. Болел он ими подолгу и гораздо тяжелее, чем дети помладше. К тому же ему было очень непросто общаться с одноклассниками. 9 человек из его класса занимались вместе в садике, а потом так же дружно пришли в один школьный класс. У них был свой круг, а моему внуку с оставшимися девчонками общий язык найти было еще труднее. Да и многие правила поведения пришлось запоминать в школе, а ведь в саду это схватывают на лету...

Людмила КОРОСТЕЛЕВА, Брест.

Компетентное мнение

Ольга Зяблева, детский психолог:

— Если ребенок ходит в детский сад, он приобретает навыки общения со сверстниками. Это — главное. В 3 — 4 года любой малыш нуждается в контактах с другими детьми и эти контакты необходимо обеспечить. Даже если вы решили оставить малыша дома, необходимо, чтобы он проводил достаточно времени не только со взрослыми, но и с приятелями его возраста. Идеальный вариант — эдакий домашний детсад, где собираются несколько мам и детишек, и одна из женщин присматривает за играющими вместе малышами. Общение со взрослыми, в частности с воспитателем, позволяет ребенку понять, что есть и другие люди, кроме мамы, к мнению которых нужно прислушиваться. Это поможет избежать проблем в школе. К тому же детсадовские дети более дисциплинированные, они с раннего возраста усваивают правила поведения в социуме.

Вполне возможно, что мама может обеспечить ребенку необходимые условия для развития, но нужно четко понимать, что это — кропотливая, постоянная и сложная работа. Домашний ребенок не должен просиживать перед телевизором, потому что мама сегодня занята и не может с ним позаниматься. В любом случае желательно посещать какие–нибудь дополнительные кружки, школы раннего развития. Если к пяти годам ребенок не может легко сходиться с другими детьми, не умеет играть, не отстаивает свои интересы, стоит задуматься о посещении психолога и детского сада для развития коммуникативных навыков.

Хочется предостеречь от ошибки, которую совершают мамы, стремящиеся как можно раньше выйти на работу. Специалисты выяснили, что оптимальный возраст для посещения дошкольного учреждения — 3 — 4 годика. Не зря ведь и отпуск по уходу за ребенком у нас — три года. Обычно примерно в это время появляется интерес к играм с другими детьми. Отдав в ясли полуторагодовалого малыша, вы рискуете его эмоциональным и интеллектуальным развитием. Хотя именно к этому возрасту сепарационная тревога ослабевает, то есть малыш не так сильно реагирует на расставание с мамой, страх к чужим людям может оставаться еще некоторое время. И пусть бытует мнение, что чем младше ребенок, тем легче он привыкает к саду, это не совсем так. Капризы, слезы, нежелание идти в группу и нескончаемые болезни — это пассивное сопротивление организма на ранний возраст посещения сада. Так что не торопитесь, если не хотите просиживать на «больничном».

К трем годам желательно определиться с садиком, познакомиться с воспитателями. Приводите малыша на прогулки, чуть позже попробуйте оставить его одного ненадолго, например, скажите, что сходите в магазин и тут же вернетесь. Сами понаблюдайте, как он ведет себя в ваше отсутствие. Если ребенок капризничает, не желает идти в сад в течение нескольких недель, заставлять не стоит. Отложите посещение еще на полгодика. Подыщите идеальный вариант для ребенка с учетом его потребностей — оздоровительную группу или сад с меньшим числом детей.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter