Домашнее задание

Завершилась учеба руководителей белорусских загранучреждений
Завершилась учеба руководителей белорусских загранучреждений

Каждое лето в Минск с разных концов планеты слетаются на учебу руководители заграничных учреждений Беларуси. Слово «учеба» в данном контексте, разумеется, употреблено достаточно условно — страну за границей представляют самые опытные дипломаты, так что для них это скорее работа, причем по насыщенному графику. Кроме теоретических семинаров в Академии управления при Президенте, послы занимались практикой. Так, к примеру, они побывали на основных предприятиях–экспортерах, чтобы на месте с их руководством определиться с дальнейшим продвижением продукции на заграничные рынки. Заключительным «маневром» мидовских «учений», которые в этом году длились дольше обычного, стало вчерашнее рабочее совещание с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым.

Насыщенная мероприятиями неделя, проведенная послами на родине, должна способствовать решению тех задач, которые сейчас стоят перед белорусской дипломатией, в первую очередь в области внешней торговли. Для поступательного развития белорусской экономики, которая является одной из самых открытых в мире, жизненно необходимо активное завоевание зарубежных рынков нашими товарами и услугами, то есть задача номер один — это экспорт.

До сих пор наши диппредставительства с ней в целом справлялись. В январе — мае текущего года товаров и услуг за границу продали на 19,4 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Не останавливаясь на достигнутом, сейчас прорабатывается программа развития экспорта Беларуси на 2006 — 2010 годы, и, по словам заместителя министра иностранных дел Александра Михневича, предусматривается в течение пяти лет увеличить его в 1,5 — 2 раза.

В последнее время в Беларуси экспорт и без того растет в два раза быстрее ВВП. Закономерный вопрос: где изыскать резервы для реализации этих амбициозных планов? Александр Михневич приводит в пример несколько «резервов». Во–первых, необходимо изменение структуры экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Во–вторых — оптимизация торговых схем. «Мы должны выйти на поставку продукции конечному потребителю», — говорит он.

Если постараться, то скрытые возможности можно найти и на географической карте. Беларусь имеет 51 дипломатическое представительство в 45 странах. Наши основные партнеры традиционны — это Россия и другие страны СНГ, Евросоюз, Китай и т.д. Но в последние годы мы активно открываем и новые рынки. Один из таких — регион Персидского залива.

Владимир Сулимский является послом Беларуси в Объединенных Арабских Эмиратах, а по совместительству еще и в Бахрейне, Катаре, Кувейте и Саудовской Аравии. С открытием диппредставительства в ОАЭ объем белорусского экспорта резко возрос. При этом нужно учитывать, что Беларусь поставляет сюда исключительно сложнотехническую продукцию. В целом перспективы наших товаров на местном рынке неплохие, но, как считает дипломат, предприятия сами должны активно работать в этом направлении. «К сожалению, наши производители пока предпочитают устоявшиеся контакты, прежде всего со странами СНГ, и не хотят сюда идти. Почему? Ну, во–первых, кто–то, возможно, боится потерять свои традиционные рынки. Во–вторых — нет специалистов со знанием языка, с необходимым опытом работы за границей. О чем можно говорить, если некоторые наши предприятия отправляют коммерческие предложения иностранным партнерам на русском языке», — говорит посол.

В общем, как выяснилось, от посольств зависит многое, но далеко не все. В Минске руководители загранучреждений имели возможность задавать накопившиеся проблемные вопросы непосредственно тем, кому они могут быть адресованы. С багажом ответов послы разлетелись по странам назначения для продолжения своей миссии. Пожелаем им успехов!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter