Домашнее задание

Не забудьте позвонить своему учителю!
Не забудьте позвонить своему учителю!

В жизни каждого человека были учителя: любимые и не очень, строгие и добрые. Мы им подкладывали кнопки. А они ругали нас за невыученный урок. Помнить их, казалось бы, просто как дважды два. А на деле выходит такая сложная наука... Мы плачем на выпускном балу, вырастаем и забываем о тех, кто столько лет сеял разумное, доброе, вечное в наших душах и головах. Но завтра — первое воскресенье октября — День учителя! Хороший повод вспомнить свои школьные годы чудесные, любимых педагогов и те уроки, которые запомнились на всю жизнь.

Художник Андрей Смоляк и учитель русского языка и литературы Гера Леденева

Андрей: Я часто вспоминаю нашу классную — Геру Геннадьевну. В старших классах Республиканской школы–интерната по музыке и изобразительному искусству для одаренных детей им. Ахремчика она вела русский язык и литературу. Пару лет назад видел ее на своей выставке, но она почему–то не подошла ко мне. В нашем классе было 19 человек — одни мальчишки, девочки как–то не идут в художники. А художникам ведь нравятся нестандартные люди. Гера Геннадьевна была, если можно так сказать, живая — интересная, современная, модно одевалась, всегда хорошо выглядела. И мы даже соперничали между собой за ее внимание, старались лучше учиться. «Евгения Онегина» я наизусть знал. А еще она курила и нам дарила 1 — 2 сигареты (они тогда бешеные деньги стоили), домой приглашала. Мы устраивали вечеринки, покупали легкое вино. У нее был проигрыватель, самые современные пластинки (45 оборотов в минуту), «Битлз», она все новости знала, в курсе всех событий (у нее муж был дипломатом). Мы ее любили. За ее смелость. А вот коллеги ее, наоборот, недолюбливали...

Гера Геннадьевна: Да, я приходила на выставку Андрея, но вокруг него было столько известных, маститых людей, что постеснялась подойти. Это мой первый выпуск был. Я много вложила в них. Слежу за их успехами. И они не забывают. Хотя много времени прошло, у ребят свои семьи, проблемы. Витя Рабцевич приезжал из Коломны, он учился на «тройки», а тут привез мне томик Мандельштама и говорит: вы не поверите, у меня такая библиотека! А Андрей? Он был лидером. Не только в учебе. Андрей из тех людей, за кем идут. Как я завоевывала авторитет у мальчишек? Сама знала «Онегина» наизусть, поэтому и ученики знали. Я часто была в их мастерских, интересовалась искусством, мы устраивали литературные вечера. А может, оттого, что хороша собой была, потому и слушались. Один даже влюблен был. Приятно, что сохранили воспоминания обо мне. В прошлом году было 30 лет, как они окончили школу. Я очень ждала, что все ребята соберутся, жаль, не получилось. Может, художники не такие эмоциональные, как, скажем, выпускники–музыканты, с которыми мы уже 2 раза встречались. Приезжали мои ученицы из Израиля, Польши, Германии, одна даже из Японии, она там теперь в школе учит детей играть на скрипке...

Ректор БГУ Василий Стражев и учитель русского языка и литературы минской СШ N 22

Лидия Шинкарева

Василий: Я окончил школу более 40 лет назад. Но мои учителя все равно относятся ко мне как к своему ученику. Называют по имени — Вася. Мы ведь для них никогда не взрослеем. Лидия Ивановна была одним из моих любимых учителей. В ней было внутреннее благородство. Необыкновенная женщина и очень привлекательная, хотя что мы в 10 лет понимали в женской красоте... Русский язык я знал хорошо. Много читал, поэтому у меня была автоматическая грамотность. Лидия Ивановна вызывала к доске, я писал без ошибок, хотя не знал ни одного правила и не мог объяснить ни одной запятой. За все школьные годы я прогулял только 3 урока. Один раз не смог оторваться от футбола, второй раз играл в настольный теннис, а третий раз с учителем истории — в бильярд. Но уроки Лидии Ивановны не пропускал. Все думали, кстати, что я на филфак пойду. А я вдруг физику выбрал.

Лидия Ивановна: Васю я учила с 5–го класса. Мой лучший ученик. Он был такой вежливый и воспитанный. Со всеми находил общий язык. После окончания школы я его лет 20 не видела, а потом он выступал на учительской конференции, заметил меня и тут же всем сообщил: «Здесь присутствует моя учительница...» Так приятно было!.. А еще Вася очень рано «защитился». Гордилась вся школа. В те времена стать кандидатом наук было очень сложно — и почетно. Когда он выступает по телевизору, мне всегда приятно, сердце дрожит. А недавно меня пригласили на юбилей школы, прихожу, а навстречу — Вася с большим букетом. У меня слезы из глаз!

Певица Ядвига Поплавская и классная руководительница, учитель английского языка

Людмила Мачуленко

Ядвига: Училась я в средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории. Английский язык вела Людмила Иосифовна — очень требовательная, суровая, строгая учительница. Откровенно говоря, мы ее побаивались. Пока в 8–м классе она не стала нашей классной. Тогда мы уже относились к ней как к родному человеку. Если что–то случалось, сразу бежали к ней. Такое отношение сохранилось у всех учеников до сих пор. Раньше собирались в канун Нового года на ее день рождения. Несмотря на рабочие и семейные хлопоты, приходили все. Сегодня Людмиле Иосифовне — 84. Но и теперь ей можно позвонить и попросить совета. Дай ей бог здоровья.

Людмила Иосифовна: Ядя была скромной, спокойной, старательной. Помню, они всем классом написали пьесу к Новому году, и при всей своей скромности Ядя играла в ней главную роль — феи. Их класс вообще был самый дружный. Они дружно договаривались и... уходили с уроков в кино. Попадало всем, в том числе и мне... Есть что вспомнить. Когда ребята окончили школу, мы часто встречались. Уже в консерватории, после своей первой поездки на картошку, они пришли ко мне со скатертью–самобранкой. Пару лет назад я была на Ядином юбилее. Она меня назвала самой классной классной. Утром всегда включаю радио, и когда поет Ядвига или Валера Дайнеко, я просто таю. Я их очень люблю и благодарна за то, что помнят, звонят, не оставляют, не забывают. Они — моя жизнь. И после общения с ними две недели летаю на крыльях восторга.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий Хоружик и учитель физики Тамара Скворцова

Леонтий: В 8–м классе к нам пришла молодая учительница физики. Мы уже были взрослыми солидными парнями. Она — ниже нас ростом (что ее очень смущало), но принципиальная, требовательная, так что физику мы знали лучше, чем другие предметы. Она отличалась от других стилем преподавания, свежим подходом... В общем, у нее на уроках не было скучно. И то, что физика стала для меня главным предметом, — заслуга Тамары Петровны, которая разглядела во мне технаря. Думаю, не ошибся в выборе. Физика помогает решать любые проблемы, логически выстраивать решения.

Тамара Петровна: В Жировичскую среднюю школу я приехала по распределению. Это был мой первый год работы. Причем по специальности я — математик–чертежник. А тут требовался физик. Пришлось самой учиться и ребят учить. Очень тяжело было. Но молодость, рвение помогли... Леня был очень любознательным. Как говорят — положительный. Физические формулы у него от зубов отскакивали. С другими ребятами, помню, я и в настольный теннис на перемене играла, и в шашки. А Леня — очень серьезный. Сейчас вижу его редко, только по телевизору. Конечно, горжусь. А вообще, ученики меня не забывают. Раньше чай приходили пить, теперь так: поздравят, но на чай не остаются — некогда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter