Домашнее «гнездо»

Житель Вилейки Николай Щебет собрал более ста видов птичьих яиц

Житель Вилейки Николай Щебет собрал более ста видов птичьих яиц

Большая часть экспонатов — из времен юности, когда деревенские пацаны дневали и ночевали в окрестных лесах и полях. Самое крупное принадлежит белому аисту, самое маленькое, шестиграммовое — корольку.

Палитра природы

Вместе мы рассматриваем коллекцию, которая умещается в трех больших шкатулках. Фантазия природы действительно не знает границ. Оказывается, даже у одного вида птиц, например, зябликов и лесных коньков, окраска яиц может отличаться. Разнообразна и цветовая гамма — яйца лугового чекана насыщенного зеленого цвета, у горихвостки, певчего дрозда и обыкновенной чечевицы — голубые, у речной чайки — желто-коричневые в крапинку. Поверхность яйца может быть шероховатой или гладкой, матовой или блестящей и почти любого цвета — от темно-лилового и зеленого до чисто-белого. У некоторых видов она покрыта крапинами, иногда образующими венчик вокруг тупого конца.

Не все круглые

Николай Иванович увлеченно рассказывает о том, что форма и размер яйца в значительной степени зависят от места, где обычно птицы делают кладку. Например, у пернатых, устраивающих гнезда в ямках или лунках, яйца более округлые. Как правило, чем крупнее птица, тем более крупные яйца она откладывает, однако из этого правила есть исключения. Яйца выводковых видов, птенцы которых сразу же способны самостоятельно кормиться, крупнее по отношению к телу матери, чем у тех, чье потомство появляется на свет беспомощным. Благодаря своему хобби Николай Щебет также хорошо изучил и нюансы “жилищного строительства” пернатых.

— В природе легко заметить, пожалуй, только гнездо ворона, — рассказывает собеседник. — Обычно оно находится высоко на сосне. Пеночка устраивает гнездо на земле, оно напоминает небольшой шалаш. Зяблик искусно маскирует убежище корой и лишайниками, помещая его между сучком и стволом дерева. Щеглы же поступают еще хитрее: в деревне, когда цветут сады, они плетут из белых волокон в веточках совершенно незаметные гнезда. Увидеть их можно только наметанным глазом, когда осенью опадут листья.

Зимние гости

Стоит заметить, что яйца птиц, занесенных в Красную книгу, Николай Иванович не берет даже ради пополнения коллекции. И, несмотря на серьезное увлечение охотой, принципиально не расчехляет ружье весной. 

— Птицы возвращаются на гнездовья, а их встречают выстрелами! — возмущается он. — А ведь если, к примеру, разобьешь пару гуся-гуменника, замену подруге в этом году он уже не найдет. Соответственно, не будет и птенцов.

Любовь к пернатым у всей семьи Щебетов в крови. В холодную пору ее члены постоянно подкармливают прилетающих к их дому пичуг — синиц и лазоревок. Порой на это уходит до десяти килограммов семечек за зиму. Бывает, во двор залетают птицы, которых некоторые белорусы в глаза не видели за всю свою жизнь. Например, однажды у Щебетов ненадолго поселился маленький королек — птичка с размахом крыльев всего 16 сантиметров. По виду — скорее, крупная бабочка. Подмерзшую птаху Николай Иванович обнаружил во время сильных морозов в палисаднике и забрал в дом. Несколько дней королек летал по комнатам, потом его переселили в парник с помидорами. Поправившуюся птицу отпустили на волю.

— Мне нравится наблюдать за пернатыми в их естественной среде обитания, примечать их повадки, — говорит Николай Щебет. — Многое в природе скрыто от наших глаз, но жизнь в лесу — не менее интересная, чем в человеческом “муравейнике”.

Кстати
Из пяти белорусских кукушек, слежение за которыми началось в прошлом году (“НГ” писала об этом 26 февраля), сейчас “на связь” выходят две — Виктор и Юлия. По последним данным, они добрались до Того и Конго. В Беларусь они должны вернуться к концу апреля, преодолев семь тысяч километров.

 В тему

“Олимпийский” рекорд Туровского луга

Надо сказать, что в своем увлечении пернатыми Николай Щебет не одинок. В последнее время все популярнее становится такое увлечение, как “бердвотчинг” — наблюдения за птицами и подсчет их количества. Кроме того, каждый наблюдатель стремится увидеть как можно больше различных видов пернатых. Эта своеобразная разновидность экотуризма не наносит ущерба окружающей среде.

Всего список видов птиц Беларуси включает порядка  320 видов, более 70 из которых занесены в Красную книгу. Традиционно большое количество крылатых гостей в наших краях можно встретить именно во время весенних перелетов.

Как рассказали в общественном объединении “Ахова птушак Бацькаўшчыны”, в этом году во время весенних учетов птиц на Туровском лугу орнитологи установили абсолютный рекорд: на одном квадратном километре специалисты насчитали 200 тысяч птиц! Это максимальное значение за весь период наблюдений начиная с 1994 года. До этого нигде в Беларуси не было зафиксировано такое количество пролетных птиц. Основную массу мигрантов составили утки: их насчитали более 120 тысяч, из которых около 80 процентов пришлось на свиязей. Кроме того, на Туровском лугу было отмечено довольно много крякв и шилохвостей. На втором месте по численности — турухтаны.

Туровский луг имеет международный статус территории, важной для птиц (ТВП), а с 2008 года при активном содействии АПБ является биологическим заказником. Это одно из наиболее важных мест для гнездования и остановки во время миграций для более чем 50 видов водно-болотных птиц. Именно на Туровском лугу находится крупнейшее в Беларуси стабильное поселение занесенного в Красную книгу кулика-мородунки. На осеннем и весеннем перелетах тут останавливается для отдыха и кормежки гусь-пискулька, которому угрожает глобальное исчезновение. Отмечаются и многие другие краснокнижные виды: шилохвость, белоглазая чернеть, золотистая ржанка, большой веретенник и другие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter