Дома странные и родные

Книжный навигатор

Краiну родную люблю... Зборнiк паэзii. Мiнск, Лiтаратура i мастацтва, 2010.


Поэзия о Родине — сложная территория. Тут много соблазнов для впадания в пафос, создания стихов–однодневок, предназначенных для чтения на торжественных концертах и публикации на первых полосах... Но здесь же могут возникать и глубокие, истинные произведения, которые будут востребованны всегда, потому что чувство любви к Родине непреходяще даже в эпоху размывания культурных и информационных границ. В предисловии к сборнику литературовед Алесь Бельский так обозначил его общую тему: «Мацi, мова, Беларусь — духоўнае трыадзiнства, якое ляжыць у аснове ўсёй беларускай паэзii».


«Дзе мой край? Там, дзе вечную песню пяе Белавежа,

Там, дзе Нёман на захадзе помнiць варожую кроў,

Дзе на ўзвышшах Наваградскiх дрэмлюць суровыя вежы,

i вiшнёвыя хаты глядзяцца ў прытокi Дняпро...» —


эпически звучит «Беларуская песня» Владимира Короткевича. Кроме Короткевича, в книге можно найти творчество таких поэтов, как Максим Танк, Пимен Панченко, Владимир Каризна, Данута Бичель, Евгения Янищиц, Алесь Письменков и многих других. Здесь не только стихотворные признания в любви к Родине, но и стихи об исторических персонажах, о «дарагiх куточках», в конце концов, о любви... Сборник очень поможет школьникам и учителям. Но и просто любителю поэзии будет интересен хотя бы тем, что в нем много стихов, ставших популярными песнями вроде «Старана мая азёрная» или «Беларусь мая сiнявокая».

 

Майкл Каннингэм. Дом на краю света. Роман. Издательство «Астрель», 2010.


Каннингэм — писатель известный, получил Пулитцеровскую премию за роман «Часы»... Да и «Дом на краю света» был экранизирован с участием таких звезд, как Колин Фаррелл. Начинаешь читать — вроде бы привычная эпическая проза. История средней американской семьи, конфликт поколений 60 — 90–х годов... Слово берут то мальчик Джонатан, то его мать Эллис, то друг Джонатана Бобби, то его подруга Клэр... Но Каннингэм точно знает, как сделать свое произведение актуальным и привлечь внимание политкорректного общества. Эпическая история в конце концов сводится к созданию и оправданию существования «суперсовременной» семьи из трех участников: гея Джонатана, бисексуала Бобби и сорокалетней феминистки Клэр, которая рожает ребенка как бы для всех троих. Для усиления эффекта «прогрессивности» появляется друг Джонатана, умирающий от СПИДа, и поселяется с троицей, демонстрирующей образец толерантного отношения к таким людям. Правда, «счастливчиков» все время переклинивает от осознания, что все же с их «раем» что–то не в порядке, как–то не так они живут. Оправдания ситуации не получается, Клэр с ребенком уезжают... Параллельно рассказывается о поколении родителей, у которых в личной жизни вообще была полная фрустрация. В общем, единственный вменяемый вывод, который можно тут сделать, что и жизнь в строгих рамках стереотипов счастья не приносит, и полная свобода как–то тоже...


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter