В Беларуси основные причины новых долгостроев - слабый заказчик либо недобросовестный подрядчик

Дом вверх дном

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях. Это поручение Президента. И в целом оно выполнено. Из полторы сотни с лишним проблемных домов на контроле нынче значатся шесть. Два в Минской области и четыре в Минске. Подготовлен ряд нормативных актов с новыми требованиями к проектировщикам, застройщикам и подрядчикам, где учли все нюансы и лазейки. Однако все гладко пока только на бумаге. В этом я убедилась, отправившись в рейд со специалистами Комитета госконтроля по минским новостройкам. Мы выбрали всего два адреса, а мой блокнот распух от записей. Хотя дома и не значатся в списках долгостроев, по факту совершенно готовыми к эксплуатации их назвать можно лишь с большой натяжкой.

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях


Трехсекционный дом № 10 по 3–му Железнодорожному переулку должен был принять новоселов 31 августа. К концу лета с великим трудом заселили первую 9–этажную секцию. Вторая, 12–этажная, готова нынче на 65 процентов. К возведению третьей, 15–этажной, заказчик сможет приступить только после корректировки проектно–сметной документации. Из проекта срочно нужно исключать подземные гаражи–стоянки. Жильцы финансировать их отказываются. И у заказчика на подобную роскошь денег нет. Что имеем в сухом остатке? Строительство затягивается на неопределенный срок. Вторую секцию доведут до ума к середине следующего года. Третью? Тут и загадывать рано. Но как случилось, что квартиры в двух секциях практически полностью распроданы, а денег не хватает?

— Основные причины долгостроев — слабый заказчик либо недобросовестный подрядчик, — вот как видит ситуацию Вера Мацулевич, начальник управления КГК. — В данном случае на рынок пришел непрофессионал — государственное объединение городского жилищного хозяйства. Очевидно, хотели заработать деньги. Но в итоге хорошо, если выйдут без убытков. Уже на уровне договорных отношений с подрядчиком неопытный заказчик сделал массу ошибок, не сумел застраховаться от рисков, авансы выдал до начала работы. Проектировщиков привлек не очень компетентных. Были проблемы и организационного порядка. В объединении трижды менялся директор и соответственно его команда.

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях


Кстати, точно такая же кадровая чехарда творилась и в УКСе Первомайского района, комментарий от главного инженера которого мне оперативно получить не удалось. «Пишите письмо, в установленные законом сроки ответим», — порекомендовал Сергей Перцев. Но ни месяца, ни двух недель на ожидание у меня нет. Более того, как раз о причинах четырехмесячного ожидания горячей воды жильцами дома № 25а по улице Волгоградской и хотелось узнать. Первый подъезд этого дома был сдан в эксплуатацию еще в феврале. Все жильцы получили ключи в июле. А горячая вода по трубам пошла только на днях.

— И холодную давали с перебоями, — вспоминает Екатерина Махнач, мама новорожденной Виктории. Купать малышку приходилось, нагревая воду в чайнике.

Екатерина Махнач

Екатерина Махнач


Между тем дом стоит практически в центре города. Однако по каким–то, к сожалению, не объясненным УКСом причинам трубы, обеспечивающие жилье горячей водой и отоплением, застройщик не смог передать на обслуживание в Минские теплосети. Только под нажимом Комитета госконтроля, многочисленных жалоб людей ЖСПК, УКСу и энергетикам удалось заключить трехсторонний договор на теплоснабжение и поставку горячей воды.

В связи с этим возникает резонный вопрос: как приняли дом в эксплуатацию? Ведь, насколько я знаю, в приемке участвуют все инстанции и службы, которые многоэтажку в последующем должны эксплуатировать. Почему ответственные специалисты ставят подписи, тем самым удостоверяя, что жилье полностью готово к эксплуатации, а потом не желают принимать на баланс сети и заключать договоры на обслуживание? Эти вопросы я адресовала Александру Драгуну, главному инженеру Минских тепловых сетей, и также получила совет «пишите письмо».

Но это еще далеко не все проблемы новоселов с улицы Волгоградской. С трудом поданное в их квартиры тепло выдувает ветер из окон.

— Очевидно, установлены окна были с нарушением, — предполагает председатель ЖСПК–853 Наталья Кудина. — Мы предъявили претензии УКСу, но, как нам отвечают, заказчик не расплатился с компанией, монтировавшей окна, и та отказывается реагировать на претензию. Благоустройство нашего дома тоже выполнено только частично. Хотя горисполком выделял на это деньги.

Теперь жильцам предлагают завершить работы за свой счет. А заодно и восстановить ограждение контейнерных площадок, которое разрушили строители. В последний, вводной месяц, на этой стройке работало 40 строительных организаций. Но дом до сих пор полностью не завершен. Двухуровневая стоянка на 44 машино–места не построена, хотя является неотъемлемой частью этого жилого комплекса. По словам председателя ЖСПК, потенциальным покупателям мест под авто до сих пор не передали бумаги с расчетом стоимости строительных работ: «Сумма, которую называет подрядчик — 8 тысяч долларов, многим будет не по карману. 90 процентов владельцев квартир — семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, строившиеся с льготными кредитами. У них машины стоят меньше, чем парковки для них!»

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях


Обратите внимание на одно общее место в двух этих историях. Парковки. В первом случае гаража–стоянки не будет вообще, во втором — места могут продать автомобилистам из соседних пятиэтажек. Между тем и в одном, и в другом доме более 100 квартир. Практически в каждой семье есть автомобиль. Где будут размещаться все эти транспортные средства? На газонах и детских площадках? Этот вопрос я, пожалуй, адресую тем, кто проектирует и дает разрешение на возведение такого жилья.

aelita@sb.by

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ"

Советская Белоруссия №206 (24587). Вторник, 28 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter