Дом в кредит во всякой ли деревне он нужен?

Председатель СПК “Хоростово” Константин Михалюк говорит на эту тему неохотно. Понять его нетрудно: заявляя, что в его хозяйстве нецелесообразно строить дома в кредит, он словно пытается плыть против течения. Поясняет: в деревне Хоростово, где вокруг полесские леса, традиционно отец помогает сыну срубить для его семьи избу. Очереди на получение жилья в хозяйстве нет, да и работы далеко не всем желающим хватает... Да, сдали нынче пять домов, столько же запланировано на год будущий, но это скорее дань моде, чем необходимость.

Михаил Журок, не одно десятилетие возглавляющий сельхозкооператив “Тесово”, в своих суждениях и действиях более категоричен. Сколько ни предлагали: построим в твоем хозяйстве новые кирпичные дома в кредит — ни в какую! Опытный экономист, умеющий считать деньги и знающий им цену, Михаил Михайлович приводит довольно весомые доводы:
— В хозяйстве два свободных четырехквартирных дома, если понадобится, на приведение их в порядок потратится намного меньше средств, чем на строительство нового жилья. В деревне немало пустующих добротных деревянных домов с хозпостройками — покупай и живи! А стоит такое жилище в 4—5 раз дешевле того, что нам предлагают. Говорят: пользуйся моментом, пусть государство строит, когда-то пригодится! Но за объект очень скоро придется рассчитываться, а дом без хозяина просто растащат, приставлять же к нему сторожа себе дороже.
Таким аргументам опытного специалиста трудно что-либо противопоставить. Не делает этого и заместитель председателя Солигорского райисполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Дмитрий Русаков. Поясняет: нельзя буквально понимать требование руководства страны — в каждом СПК ежегодно возводить не менее пяти домов. В этом году в деревнях района по президентской программе будут построены 115 домов общей площадью в 9 186 квадратных метров, 95 из них уже сданы в эксплуатацию.
— мы не руководствуемся принципом: всем сестрам по серьгам, а в первую очередь “привязываем” дома к местам, где в них больше нуждаются, где они дадут отдачу быстрее и весомее, — говорит Дмитрий Иванович. — В нашем флагмане сельскохозяйственного производства СПК “Большевик-агро” строим 10, столько же — в “Краснодворцах”, в “Белслучи” — сразу 13 домов. Программу строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях на будущий год мы составляли исключительно с учетом заявок руководителей сельхозкооперативов. В “Большевике-агро” будет построено уже 20, в “Старобинском” — 12, в “Горняке”, “Добрице”, “Завшицах”, “Сковшине” — по 10 домов со всеми удобствами. И пошел такой вот приятный процесс: на работу в наши сельхозкооперативы просятся, приезжают трудолюбивые семьи из соседних областей.
В районе, как, собственно, и по всей Минщине, отказались от никому не нужной экономии, когда на сумму, эквивалентную 18 тысячам долларов, для сельчанина возводили скромный дом даже без отделки, не говоря уж о каких-то удобствах, да еще сарай-курятник во дворе. Теперь для создания достойного жилья крестьянину средств не жалеют: три комнаты, кухня, веранда, из которой несложно сделать выход на чердак и оборудовать там мансарду; водогрейный котел, ванная, туалет, во дворе просторный сарай для живности, асфальтированный подъезд. Все “под ключ”, завози мебель — и живи.
— мы сторонники того, чтобы новыми домами застраивать целые улицы, если хотите, микрорайоны, как это делается, к примеру, в деревне Тимковичи Копыльского района, где ОАО “Солигорскпромстрой” возводит сразу четыре десятка усадеб, — продолжает Дмитрий Русаков. — В таких случаях можно максимально создать сельчанам удобства для жизни: необходимую социально-бытовую сферу, систему коммуникаций. Да и труд строителей будет более производительным, рентабельным.
Но разбросанность в “привязке” домов вызывает не только экономические потери. В многолюдной деревне Гоцк, где семьи в 6—8 человек явление обычное, приблизительно тысяча трудоспособных. Местный СПК “Гоцк” не может обеспечить работой и половину. Лесничество, школа, почта да пара магазинов проблему занятости населения также решить не могут, поэтому многие готчане уезжают на заработки в другие сельхозкооперативы, даже в Лунинецкий район соседней области. Еще 7—8 лет назад ежегодно деревня отмечала 10—12 новоселий в индивидуальных домах. В прошлом году сельчане не построили собственными силами ни одного дома, в этом — то же самое. Ход мыслей некоторых молодых хозяев понять нетрудно: зачем напрягаться — построили за счет кредитов нынче хозяйству 10 домов, дождусь бесплатного жилища и я.
Между тем до этой полесской деревни от Солигорска более 60 километров, и доставка каждого кирпича на новостройку влетает в копеечку. Возникает вопрос: нужно ли государству возводить дома в деревне, где люди традиционно строятся собственными силами, имеют для этого средства, материалы, к тому же ощущается острая проблема с занятостью населения? Не лучше ли в том же Гоцке соорудить перерабатывающий или швейный цех, а побольше жилья возвести, к примеру, в Кривичах, на центральной усадьбе СПК “Большевик-агро”?
Там совсем иная картина. Множество техники, огромная площадь сельскохозяйственных угодий, где собираются рекордные не только для района урожаи. Все больше новых рабочих рук требуют расширяющийся свиноводческий комплекс, где уже сегодня содержится около 20 тысяч голов, мясоперерабатывающий цех. Десятки людей ежедневно ездят на работу из Солигорска, и очень важно закрепить их в деревне.
— С запланированными на будущий год у нас будет уже шесть десятков домов, построенных в кредит, и многие из них заселяются приезжими специалистами, — говорит руководитель сельхозкооператива Анатолий Челдышкин. — Целый микрорайон, в котором мы стремимся создать максимальные удобства для работников. Осуществление программы возрождения села придает нашему хозяйству поистине второе дыхание.
— Но раньше вы строили жилье собственными силами, — напоминаю.
— В последнее время отказались. Да, дома, возведенные хозспособом, ощутимо дешевле строящихся в кредит, но очень уж много хлопот с оформлением всевозможных лицензий, сдачей жилья, да и качество, чего греха таить, похуже, чем у профессиональных строителей... А наши специалисты без дела не остались: реконструируют свиноводческий комплекс, где только в этом году освоили 470 миллионов рублей. Есть работа для них и на других объектах.
В той же деревне Хоростово стандартное жилье особым спросом не пользуется. Основательный, хозяйственный полешук хотел бы многое переделать на свой манер, но дом-то не его... И если ветер сорвет лист шифера, он, скорее всего, пойдет к руководству СПК: ремонтируйте, ваша собственность.
— Строить такое жилье для сельхозкооперативов выгодно: выплата кредита спустя три года после сдачи в эксплуатацию в течение 40 лет под 3 процента годовых. Но, считаю, руководителям СПК нужно активнее, возможно даже на льготных условиях, передавать это жилье в собственность достойным сельчанам, которые и будут рассчитываться по кредиту, — делится мыслями Дмитрий Иванович. — В таком случае сельхозкооператив ощутит экономическое, а крестьянин — моральное облегчение: в качестве хозяина он будет беречь, досматривать собственную усадьбу, чтобы потом передать ее детям.
Но мы не так богаты, чтобы игнорировать и пустующие, добротные крестьянские дома, которых только на Минщине около семи тысяч. А потому необходимо создать условия, при которых СПК могли бы приобретать хорошо сохранившиеся жилища. Процесс этот должен идти параллельно со строительством новых, современных домов. Тогда программа возрождения села будет осуществляться быстрее, эффективнее. Тем более что подобный опыт есть. Несколько пустующих домов для своих работников, к примеру, купило и руководство СПК “Тесово”. Один из них сразу пригодился, в него с удовольствием переселилась семья, проживавшая в разрушающемся доме, в свое время без разрешения построенном над горными выработками “Беларуськалия”. Кстати, в такое жилье руководство СПК по собственному усмотрению и исходя из интересов трудового коллектива может заселить сапожника, врача, учителя. Тогда как на дома, построенные в кредит, могут претендовать только работники сельского хозяйства. Что, в общем-то, тоже несет в себе элемент несправедливости.
Как и всякий глобальный государственный документ, программа возрождения села не может быть универсальной для всех областей, районов, регионов. Ее шлифует, дорабатывает сама жизнь. Единственное, с чем никто не спорит — что дело это нужное, поистине судьбоносное для всего народа. В течение ближайшего пятилетия в сельской местности Минской области объемы строительства жилья возрастут в полтора раза, и если нынче сельчане получат около 730 тысяч квадратных метров, то в 2010 году планируется эту цифру довести до 1 миллиона 110 тысяч.
Такие цифры, думается, комментариев не требуют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter