Под Новогрудком бизнесмен строит арт-объект, в котором удивительно сочетаются наследие А.Мицкевича, В.Высоцкого и... древних мифических персонажей

Дом у озера Литовка

До озера Литовка, упоминавшегося в поэме Адама Мицкевича «Гражина» как место боя с Тевтонским орденом, от Новогрудка пять минут езды. Рядом — одноименная деревушка. Проезжая ее по пути из Новогрудка в Ивье, невольно жмут на педаль тормоза даже самые заядлые лихачи. И тут же оказываются в объятиях... сказки.

Барельеф у дома.

Местная автобусная остановка — настоящее произведение искусства! Такой точно нет нигде. С ее стен смотрит огромный Лесной дух — кажется, вот–вот тряхнет бородой и заиграет на арфе. Впрочем, музыкальная тема — впереди. В домике, где когда–то останавливался Владимир Высоцкий со своей супругой Мариной Влади, царит творческая атмосфера. Здесь ровно полвека назад снимали знаменитый советский фильм «Сыновья уходят в бой», в котором Высоцкий играл ключевую роль. Теперь дом принадлежит новогрудскому бизнесмену Сергею Ковалю, уроженцу этих мест. Купив не так давно, он уже успел превратить его в музейный комплекс, чем–то напоминающий знаменитый парк Гуэль от Антонио Гауди — только в миниатюре. Вход на территорию «литовского» парка бесплатный. А музыка, в основном классическая, звучит здесь почти весь день.

Дракон, принесший яйцо.

В доме и вокруг него много кованых вещей, стены украшены лепниной. В комнатах немало позолоты и старинных вещей из дуба. На одной из стен — картина с изображением поэта и строки из его стихов. По задумке хозяина на потолке в дымке вскоре появится изображение Марины Влади. В соседней комнате можно увидеть старинный сервант из красного дерева, в котором на почетном месте — 120–летний сборник произведений Адама Мицкевича. А еще бронзовый сейф с надписью на латыни внутри — «Возлюби ближнего своего, как самого себя!».

Камни, огонь из пасти летящего к гнезду дракона, коллекция старых мобильных телефонов, прибитых к стене деревянного сарая, — все это заставляет немедля проснуться даже тех, кого убаюкала долгая дорога. А ведь еще пару лет назад на этом месте собирались разве что местные выпивохи, оставлявшие после себя множество пустой посуды и мусора. Бизнесмен, во владении которого нынче ресторан и гостиница в Новогрудке, обратился к местным властям с просьбой разрешить ему облагородить это место и получил добро.



Уже три года здесь трудятся семь человек, которых владелец усадьбы подбирал лично. Именно они сделали то, что теперь вызывает восторженные отклики у людей. Работы в Литовке продолжаются. В стадии строительства — амфитеатр с крутящейся сценой. А еще строители возводят ковчег с палубой из тростника и уменьшенную копию римского Колизея. В ковчеге будут огромная ванна на львиных ногах и барная стойка. Рядом с ним уже законченная гравюра «Падший ангел». Стены небольшого помещения возле центрального дома украшены полотнами, на которых средневековые строители изобретают вечный двигатель. Зачем? Ответ Сергея поражает одновременно простотой и оригинальностью:

— Это один из символов бесконечности. Топливом для вечного двигателя являются наши желания. Как и куда их направить? На добычу углеводородов? Разжигание новых войн? Или на созидание и творчество? Вот в чем вопрос...

В комнате напротив завис в паутине гипсовый наркоман Василий. Тут же находятся философский камень и трубка мира с курительными смесями — арабо–израильской, российско–украинской... А рядом с домом еще одна скульптура с глубоким смысловым оттенком: человек держит в ладони земной шар, а на груди у него — гигантская жаба, которая душит за горло.

Жаба душит.

— Жаба душит всех творческих людей, но с ней надо бороться, иначе все будет впустую. Это нескончаемая битва. Победить жабу невозможно, но и сдаваться нельзя. Меня она тоже душит, но я не сдаюсь! И вы не думайте сдаваться! — настоятельно рекомендует хозяин усадьбы. Впрочем, сам себя он называет юридическим владельцем, а саму усадьбу не иначе как «дом для людей», словно подчеркивая, что все созданное принадлежит не ему.

У Коваля вообще свой подход к жизни. «За альтруизмом будущее», — утверждает он и вспоминает одну историю, связанную со строительством усадьбы на озере Литовка:

— Приходит ко мне молодой кузнец. Просит работу. Говорю ему: хорошо, сделай что–нибудь интересное, а цену назови сам. Он сделал изысканную пепельницу. Мы ее поставили на берегу озера. Но денег за работу попросил много. Я заплатил ровно столько, сколько он потребовал, однако работу ему больше не давал.

Сергей Коваль.

О себе Сергей Коваль рассказывает немного. Учился в БГУ на факультете кибернетики и радиофизики. Но учебу не закончил. После армии пошел на ветеринара. Среди местных жителей за ним закрепилось прозвище Француз. Вроде как еще со школы, где он любил играть рыцаря в плаще. По другой версии благодаря наследству, которое ему якобы досталось на родине мушкетеров. По мне, первое объяснение выглядит более убедительно. Свой проект благоустройства малой родины Сергей воплощает, исходя из собственных представлений о смысле бытия. И делает это вполне успешно, не претендуя на коммерческий результат от его реализации. Бесплатный для посещений дом–усадьба не приносит ему дохода, а вложений, судя по всему, требует немалых. В планах бизнесмена — обустроить здесь концертную площадку — благо рядом озеро, акустика прекрасная. И, может быть, посреди этого фантастического места, где в разные времена скрещивали шпаги литовские и немецкие рыцари, находили музу поэты Мицкевич и Высоцкий, скоро будут проходить фестивали ремесел и бардовской песни.

КСТАТИ

Усадьба в Литовке — не единственный подарок людям от Сергея Коваля. В сентябре прошлого года в Новогрудке торжественно открыли памятник детям — жертвам Холокоста. Прототипом стала маленькая жительница Новогрудка Михла Сосновская, убежавшая из заточения, но затем пойманная и расстрелянная нацистами. Профинансировал возведение мемориального знака Сергей Коваль. Об истории девочки бизнесмен узнал случайно. В Новогрудке ставили спектакль о гетто, в котором участвовал Сергей. Во время одной из репетиций, проходивших в здании музея, он увидел фотографию погибшей девочки. А позднее узнал, что в гетто погиб и его двоюродный дед.

Борис ПАВЛОВСКИЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter