Дом с историей

Обещания жильцам уперлись в бетонный забор промзоны «Пинскдрева»

Обещания его жильцам уперлись в бетонный забор промзоны «Пинскдрева»

…К дому я пробираюсь сквозь заросли старого сада по высокой росистой траве. В воздухе пахнет полынью и дикой мятой.

Обойдя несколько грядок с дозревающими овощами, присаживаюсь на скамейку под раскидистым тополем.

Дом — напротив. Двухэтажный, старинный, 1929 года постройки. И у него интересная история.

— Некогда здесь жил помещик или граф, и ему принадлежало все здание, — охотно включаются в разговор появившиеся во дворе хозяева квартир № 1 и № 5 Владимир Мотолько и Сергей Бочило. — В глубоком подвале хранились соленья, варенья и, конечно же, бочки с вином. Вокруг росли липы, некоторые еще сохранились до наших дней, как и ступени мраморной лестницы, ведущей из сада к живописному пруду, в котором водилось много рыбы…

— Это правда? — переспрашиваю я.

— Да мы сами еще лет пятнадцать назад здесь рыбачили. Выйдем на утренней зорьке с удочками, на завтрак — карасики. А какая природа была вокруг! Пели птицы, кружили шмели, стрекозы и бабочки…

То, о чем так вдохновенно рассказывают мне Сергей и Владимир, похоже на сказку. Однако остатки поросших бурьяном ступенек в огороде, действительно, существуют... Правда, нынче они упираются в высокое бетонное ограждение, за которым уже от пруда — ни следа. Теперь там промзона ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», или, как по старой привычке говорят в здешних местах, лесопилка ПДО.

Нужно отметить, что еще в 2001 году, до начала строительства объекта «Пристройка деревообрабатывающего цеха раскройно-деревообрабатывающего производства» ЗАО «Пинскдрев», предусматривалось отселение жильцов дома по улице Переборной,1 (и это подтверждается документами), так как указанное домовладение находится в границах санитарно-защитной зоны расширившего свои владения промышленного объекта.

— В то время к нам во двор постоянно летела мелкодисперсная древесная пыль, — поясняет инвалид второй группы Галина Володько. — Невозможно было даже белье для просушки вывесить.

— А теперь?

— Что-то там модернизировали. Опилки не летят, но монотонный технический шум — сами слышите…

На вопрос, почему же отселение не состоялось, жильцы старинного дома только вздыхают.

— Этот вопрос нужно адресовать бывшему гендиректору предприятия Ариничу, в свое время обещавшему нам золотые горы, — разводит руками Сергей Леонидович. И вместе с соседями, вороша горечь обид, вспоминает, как они готовились к переезду на дополнительно строившийся этаж в одном из домов по улице Ломоносова (впоследствии туда заселились другие граждане). Как мечтали отдыхать на дачных участках в Озерном, но посулившее эту радость объединение их так и не выделило. Как представляли свой дом переоборудованным в современную ведомственную гостиницу «Пинскдрев». Но и этому красивому прожекту не суждено было получить развитие и осуществиться.

— Настали другие времена, пришло новое руководство. Кому сегодня предъявлять претензии? — размышляют жильцы кирпичного двухэтажного пятиквартирного дома по улице Переборной, искренне сожалея об упущенных возможностях. И делают вывод: теперь вся надежда только на местную власть. Тем более что решением Пинского горисполкома от 10 сентября 2002 года их дом признан не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, но пригодным для проживания. Что же из этого следует?

По словам заместителя председателя Пинского городского исполнительного комитета Анатолия Сухаревича, в соответствии с Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от занимаемой площади.

Пока из дома по улице Переборной,1 в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с ноября 2007 года состоит молодая семья Володько Натальи Николаевны (4 человека), проживающая в квартире № 2. В ноябре 2010 года очередь подошла, и Наталье Николаевне предложили строить квартиру в составе ЖСПК. Но от строительства она временно отказалась. Другие жильцы этого дома в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в Пинском горисполкоме не состоят. И их можно понять. Для строительства сегодня нужны немалые деньги. А переселение им когда-то обещали бесплатно…

— Вот так и живем. Воду носим ведрами, туалет-скворечник — на улице, отопление — центральное. Мечтаем, что местный ЖЭС № 3 нам когда-нибудь душ оборудует. Технически же и не такое возможно. Но нам отвечают: только за ваш счет, ребята! Проект, оборудование, работа. Еще предлагают нам приватизировать свои квартиры. Создать товарищество собственников и развернуть деятельность…

— А вы к этому не готовы?

— Конечно, нет, — удивляются Сергей и Владимир. — Дом государственный. Но при этом, заметьте, кабельное телевидение нам подвести не могут. Даже когда траву во дворе скосят — неделями ждать приходится!

— Взяли бы и сами скосили…

— Как это?

— Косами. А заодно и цветочную клумбу в саду соорудили. Сразу бы пространство преобразилось…

— Скосить можно, — соглашаются, переглядываясь, соседи, — если дадут бензокосилку и заплатят.

К разговору присоединяется дочь Владимира, Татьяна Мотолько. Она — будущая мама. И ее волнует вопрос детской площадки. Оборудуют ли в ближайшее время в здешнем дворе хотя бы песочницу?

С этим и другими вопросами, услышанными от жильцов дома №1 по улице Переборной, я направляюсь к директору ГП «ЖРЭУ» г. Пинска Геннадию Воробью.

— Потребуется песочница — сделаем, — твердо пообещал Геннадий Николаевич. Что же касается обращений по поводу шума и загрязненности атмосферного воздуха выбросами производственных цехов «Пинскдрев», то они неоднократно рассматривались органами госсаннадзора в составе комиссий, созданных горисполкомом. По результатам проведенных исследований установлено, что содержание определяемых вредных веществ в атмосферном воздухе в контрольных точках не превышает предельно допустимых концентраций для населенных мест. Уровни звукового давления в жилом помещении и на дворовой территории — также.

Вместе с тем в адрес администрации ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» было выдано предписание по разработке плана и реализации мероприятий по снижению шума от производственного оборудования лесопильного завода, которое, по словам Елены Теслюк — исполняющей обязанности главного государственного санитарного врача города Пинска, выполнено в полном объеме.

По заключению комиссии, выезжавшей совсем недавно, в конце июня, по адресу Переборная,1 в составе директора ЖРЭУ, начальников управления экономики, жилищного отдела, отдела строительства и благоустройства горисполкома, а также врача-гигиениста, «все основные строительные конструкции дома находятся в технически исправном состоянии», требуется лишь «текущий ремонт фасада и крыльца…»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter