Жильцы новостройки не могут добиться устранения строительных недоделок

Дом попал в пояс холода

Радость новоселья порой омрачают неприятные сюрпризы. Подтекает окно, неровно оштукатурены стены, некачественно уложен линолеум... Во время гарантийного срока эксплуатации, не так давно продленного в целях повышения качества строительства с двух до пяти лет, все дефекты должны устранять строители. На деле так бывает не всегда.


Четыре года жильцы дома № 1 по улице Машерова в агрогородке Слобода коллективно борются с плесенью, холодом и отписками УКС Смолевичского района и генподрядчика. «Большинство жильцов устали ждать и верить обещаниям, что все исправят, а ответственные за устранение брака тянут время до окончания гарантийного срока дома (июнь 2018 года). Три года обиваем пороги всех районных инстанций, отписка одна — жильцы не проветривают квартиры. В двух, где проживают многодетные семьи, был проведен восстановительный ремонт, но плесень появилась вновь. Мы — люди со средним заработком, все платим кредиты за жилье, не имеем финансовой возможности проводить платные экспертизы... обращаться в суд. Помогите!» — написали в редакцию «СБ» Александра Таболич и Светлана Воеводкина.

У Воеводкиных шестеро детей, поэтому семья получила две трехкомнатные квартиры с господдержкой — на втором и третьем этажах. Заселились летом 2013–го. В первую же зиму по углам на втором этаже образовался лед, в комнатах пошла чернота. Представители генподрядчика, стройфирмы ООО «Милера», посоветовали сделать утепление, вспоминает эпопею борьбы с браком Светлана Константиновна:

— Директор Сергей Данилюк сказал, что причина плесени — в монолитном поясе, конструктивном элементе из бетона, связывающем газосиликатные блоки. Бетон промерзает и держит холод. Как он нам объяснил, пояс, проходящий на уровне второго и четвертого этажей, надо утеплять. По весне подрядчик запенил окна, но это не помогло — зимой 2014 года очагов плесени стало больше. Строители обещали заняться проблемой, но на утепление фасада надо разрешение райисполкома.

В другой квартире Воеводкиных — на третьем этаже, как ни странно, удивляется Светлана Константиновна, где и клапанов на пластиковых оконных блоках нет, и проветривают не чаще, чем внизу, где стирают и сушат белье, никаких пятен. Так, может, все–таки дело не в притоке–оттоке воздуха?

Дмитрий Гирстун.

Заказчик строительства — УКС Смолевичского района — настаивает на вине в образовавшихся проблемах хозяев. Мол, нарушили естественную вытяжную вентиляцию, к тому же при строительстве дома собрание членов ЖСПК решило ставить окна без приточных воздушных клапанов. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с ответом, который датируется 20 марта 2017 года и подписан заместителем председателя райисполкома Н.Парамоновым.

Переписка жильцов и райисполкома заслуживает отдельного внимания. Вначале представители УКСа при обследовании помещений даже не признавали, что по стенам расползается плесень, называя ее «темными пятнами». Потом злосчастное слово начали брать в кавычки.

В письме из райисполкома за 4 января один абзац и вовсе противоречит другому: вначале написано, что «все показатели микроклимата не превышали допустимого уровня и соответствовали требованиям гигиенических нормативов», а дальше по тексту: «Вам неоднократно рекомендовали привести в соответствие параметры микроклимата в жилых помещениях». Так что не так с микроклиматом?

Александра Таболич, пригласив специалиста с тепловизором, сама установила места, где и почему образуются так называемые точки росы. Из–за перепада температур на внешней стороне стены и в комнате, в местах как раз монолитного пояса, ее участки мокрые. Там же чернеют и отстают обои. Недавно между слоем штукатурки и кладкой блоков Таболичи и вовсе обнаружили пустоту сантиметров в десять. Неудивительно, что в некоторых квартирах обои отваливаются вместе со штукатуркой, а хозяева сбивают ее до основания и по–новому выравнивают поверхности.

Перечислять беды жильцов, от которых, увы, не спасает установленный законом гарантийный срок эксплуатации, можно долго — они налицо. Требовать устранения огрехов — результата строительных работ ненадлежащего качества — право заказчика. Либо устранить их своими силами, взыскав с подрядчика стоимость этих работ. Но УКС «сражаться» со строителями за качество, видимо, не намерен — проще вину спихнуть на жильцов. Хотя на проведение тепловой реабилитации квартир Таболичей и Воеводкиных в частном порядке райисполком разрешение дал. Это значит за их собственные деньги, а не за средства подрядчика. Доказывать же причину возникновения плесени владельцам «нехороших квартир» предлагают в судебном порядке.

Но по закону именно подрядчик «несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие естественного износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкции по его эксплуатации...».

Почему же тогда жильцы должны доказывать, что они не виноваты?

Светлана Воеводкина побывала на приеме у председателя Смолевичского райисполкома Михаила Загорцева. Он пообещал разобраться.

Мнение по поводу

Председатель товарищества собственников ЖСПК «Слободской–2» Дмитрий Гирстун уверен, что причина образования плесени — в промерзании стен:

— В угловой квартире номер 56 для сравнения установлены за счет товарищества приточные воздушные клапаны на окнах, как советовал заказчик. Так вот в декабре прошлого года рядом со стеклопакетами образовались новые очаги, что подтверждает их неэффективность. Теперь строители по технологии монолитные пояса утепляют сразу. Это недостаток строений по данному проекту во всей Минской области. Правда, проектного института уже нет, спросить не с кого, но за все отвечает генеральный подрядчик. В доме, возведенном рядом, жильцы столкнулись с теми же проблемами, но, утеплив стену снаружи, они избавились от плесени.

klimovich@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter